Дополнительная общеобразовательная программа Юный знаток на 2022-2023 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………… .3
Учебный план……..….…………………………………………………..7
Календарный учебный график…………………………………………...7
Перспективный план………… ………………………………………......8
Список литературы………………………………………………….……19

2

Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный знаток» (далее ДООП) относится к базовому уровню и имеет
техническую направленность.
Дополнительная образовательная программа «Юный знаток» обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического,
социально - коммуникативного.
Программа разработана на основе:
- Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ (ред. От
25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014 № 1726-р «Об
утверждение Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпровещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН

3

1.2.3685-21

«Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
- Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018г. № 16);
-

Целевая

модель

развития

региональной

системы

дополнительного

образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г.
№ 467;
- Устав МБДОУ №27.
Актуальность программы
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года
N 453-УГ о комплексной программе «Уральская инженерная школа»,

для

ориентации детей с раннего возраста на будущую профессию, на раннее развитие
полезных прикладных навыков,

в Муниципальном бюджетном дошкольном

образовательном учреждении детский сад № 27 «Росинка» было принято решение
о введение кружка по конструированию и робототехнике «Юный знаток». Для
реализации данного кружка были приобретены конструкторы Знаток, ЭВРИКИ,
LEGO WeDo 2.0, робототехнический набор Matatalab.
Новизна программы заключается в том, что воспитанники под руководством
педагога создают

модели посредством конструктора, следуя пошаговым

инструкциям. В процессе активной работы детей по конструированию,
исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству открывается
много дополнительных интересных возможностей. При помощи полученных
знаний юные конструкторы могут доказать правильность своих предположений,
поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются
практикой. Работая группами, дети, независимо от их подготовки, могут строить
модели и при этом обучаться, получая удовольствие.

4

Цель: развитие технического творчества и формирование научно –
технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного
возраста средствами конструирования и робототехники.
Задачи:
Обучающие:
1.

Знакомить

воспитанников

с

основами

конструирования

и

моделирования, расширение знаний об основных особенностях конструкций,
механизмов и машин.
2.

Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно

решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
3.

Расширить представление об окружающем мире - об архитектуре,

транспорте, ландшафте.
Развивающие:
1.

Способствовать

развитию

у

дошкольников

творческого,

продуктивного мышления.
2.

Развивать у старших дошкольников мыслительные операции:

сравнение, анализ и синтез.
3.

Развивать мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее

речевое развитие и умственные способности.
Воспитыващие:
1.

Пробудить в ребёнке интерес

к техническому образованию,

инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла.
2.

Способствовать становлению личностных качеств: любознательности,

инициативности, стремлению к самостоятельному поиску и решению проблемных
и логических задач.
3.

Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде,

малой группе (в паре).
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения детей
с 6 до 7(8) лет. Принимаются все желающие.
Формы обучения: очная.
5

Форма занятий кружка:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 2 раза в неделю (7 – 10 человек)
по 30 минут.
2. Индивидуальная работа (при необходимости).
Форма проведения занятий: занятие – игра.
Планируемые результаты освоения Программы:
- знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo 2.0; видами
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями,
применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- имеет навыки программирования с использованием робототехнического
набора Matatalab;
- соблюдает правила безопасного поведения при работе с электротехникой,
инструментами,

необходимыми

при

конструировании

робототехнических

моделей;
- проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования,
общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- правильно и быстро ориентируется в пространстве;
- имеет математические представления о счете, форме, пропорции,
симметрии;
- у него развито внимание, способность сосредоточиться;
- отличается хорошей памятью, мышлением;
- у него развито воображение, творческое мышление.
Педагогическая

диагностика

усвоения

Программы

воспитанниками

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию и робототехнике у
детей 6-8 лет по методике Т.В. Фёдоровой
№

Ф.И.
ребёнка

Называет
детали

Умеет
моделировать

Умеет
программировать

Умеет
тестировать

Строит
по
инструкции

Проявляет
творчество

6

Учебный план
№
п/п

Разделы программы

Количество часов
всего

1.
2.

3.
4.

5.

6.

Формы
организации
занятия

Диагностический этап
Конструирование из
электронного
конструктора Знаток
Конструирование из
конструктора ЭВРИКИ
Конструирование из
конструктора LEGO
WeDo 2.0
Программирование с
помощью
робототехнического
набора Matatalab

1
16

теор
ия
4

практ
ика
1
12

фронтальное
фронтальное

24

12

12

фронтальное

17

8,5

8,5

фронтальное

15

1

14

фронтальное

Диагностический этап

1

-

1

фронтальное

Итого

74

25,5

48,5

фронтальное

Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год

Кружок /содержание
Возраст детей
Режим работы

Начало учебного года
Окончание учебного года
Количество недельной
образовательной нагрузки
Сроки проведения педагогической
диагностики по усвоению
программного материала
Открытые занятия для родителей
Праздничные (нерабочие) дни

Юный знаток
6-7 лет
Понедельник
15.05-16.50
Четверг
15.05-16.50
01.09.2021
31.05.2022
60 минут
01.09.-03.09.2021
17.05.-31.05.2022
23.05.-31.05.2022
В соответствии с
производственным календарем на
7

2021, 2022 год
Продолжительность учебного года

39 недель

Перспективный план занятий по программе
Сентябрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Диагностический этап

Содержание занятия Дидактически
й материал
С
помощью, Конструктор
знакомого
детям,
конструктора
придумать и собрать
какую – либо фигуру

2

Вводное занятие, знакомство
с конструктором Знаток

Показ конструктора, Конструктор
способов соединения Знаток
деталей

3

Конструирование по
образцу: лампа

Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки

4

Конструирование по
образцу: электрический
вентилятор

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки

5

Конструирование по
образцу: последовательное
соединение лампы и
вентилятора

Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки

Конструктор
Знаток

8

6

Конструирование по
образцу: светодиод

Конструктор
Знаток

7

Конструирование по
образцу: летающий
пропеллер

Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки

8

Конструирование по
образцу: музыкальный
дверной звонок с ручным
управлением

Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки

9

Конструирование по схеме:
сигналы полицейской
машины

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

Октябрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме:
сигналы пожарной машины

Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

2

Конструирование по схеме:
сигналы машины скорой
помощи со световым
сопровождением

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

3

Конструирование по схеме:
звуки теплохода

Показ способов
соединения деталей

Конструктор
Знаток
9

конструктора для
сборки.
4

Конструирование по схеме
автоматический уличный
фонарь

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

5

Конструирование по схеме
ленивый вентилятор

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

6

Конструирование по схеме:
простой метроном

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

7

Конструирование по схеме:
мигающая лампа

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

8

Конструирование по схеме:
звездные войны

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

Ноябрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Знакомство с конструктором
ЭВРИКИ

2

Конструирование по схеме
самолет

Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ
способов Конструктор
соединения деталей ЭВРИКИ
конструктора
для
сборки.
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
10

конструктора
по
предложенной схеме.
3

Конструирование по схеме:
самолет

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.

4

Конструирование по замыслу

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора

5

Конструирование по схеме:
машина

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.

6

Конструирование по схеме:
машина

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.

7

Конструирование по схеме
машина

Показ конструктора, Конструктор
способов соединения ЭВРИКИ
деталей конструктора
для сборки слона.

8

Конструирование по замыслу

Развитие
воображения,
фантазии,
логического
мышления.

Конструктор
ЭВРИКИ

Декабрь
№
заня
тия

Задачи занятия

Содержание занятия Дидактически
й материал

11

1

Конструирование по схеме
инопланетянин

Показ
способов Конструктор
соединения деталей ЭВРИКИ
конструктора
для
сборки неваляшки.

2

Конструирование по схеме:
инопланетянин

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.

3

Конструирование по схеме:
инопланетянин

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.

4

Конструирование по замыслу

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора

5

Конструирование по схеме:
робот

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.

6

Конструирование по схеме:
робот

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.

7

Конструирование по схеме
робот

Развитие
воображения,
фантазии,
логического
мышления.

Конструктор
ЭВРИКИ

8

Конструирование по замыслу

Развитие
воображения,
фантазии,
логического

Конструктор
ЭВРИКИ

12

мышления.
9

Конструирование по схеме
карусель

Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Январь

№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме
карусель

Содержание занятия Дидактически
й материал

Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Конструирование по схеме
Учить
карусель
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Конструирование по замыслу Развитие
воображения,
фантазии

Конструктор
ЭВРИКИ

4

Конструирование по схеме
робот 2

Конструктор
ЭВРИКИ

5

Конструирование по схеме
робот 2

6

Конструирование по схеме
робот 2

2

3

Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по

Конструктор
ЭВРИКИ

Конструктор
ЭВРИКИ

Конструктор
ЭВРИКИ

Конструктор
ЭВРИКИ

13

7

предложенной схеме.
Конструирование по замыслу Развитие
воображения,
фантазии

Конструктор
ЭВРИКИ

Февраль
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Знакомство с конструктором
LEGO WEDO 2.0

Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ
способов Конструктор
соединения деталей LEGO WEDO
конструктора
для 2.0
сборки
мини
машины.

2

Конструирование по схеме
робот

Показ
способов Конструктор
соединения деталей LEGO WEDO
конструктора
для 2.0
сборки кабриолета.

3

Конструирование по схеме:
робот

Учить
Конструктор
последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.

4

Программирование робот

Учить
навыкам Конструктор
программирования
LEGO WEDO
2.0

5

Конструирование по схеме:
робот 2

Учить
Конструктор
последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.

6

Конструирование по схеме:

Учить

Конструктор
14

робот 2

последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.

7

Программирование робот 2

Учить
навыкам Конструктор
программирования
LEGO WEDO
2.0

8

Конструирование по схеме
робот 3

Учить
Конструктор
последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.
Март

№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме
робот 3

2

Программирование робот 3

3

Конструирование по схеме
машина

4

Конструирование по схеме
машина

5

Программирование машина

Содержание занятия Дидактически
й материал
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
навыкам
программирования

Конструктор
LEGO WEDO
2.0

Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
навыкам
программирования

Конструктор
LEGO WEDO
2.0

Конструктор
LEGO WEDO
2.0

Конструктор
LEGO WEDO
2.0
Конструктор
LEGO WEDO
15

2.0

Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
замыслу
Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора по
замыслу

Конструктор
LEGO WEDO
2.0

8

Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора по
замыслу

Конструктор
LEGO WEDO
2.0

9

Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора по
замыслу

Конструктор
LEGO WEDO
2.0

6

7

Конструктор
LEGO WEDO
2.0

Апрель
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Знакомство с
робототехническим набором
Matatalab
2
Изучаем счет

3

Изучаем счет

Содержание занятия Дидактически
й материал
Принцип работы
Программирование
по показу
Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab
Робототехниче
ский набор
Matatalab
Робототехниче
ский набор
16

Matatalab
4

Изучаем счет

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

5

Изучаем счет

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

6

Изучаем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

7

Изучаем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

8

Изучаем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

Май
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Изучаем геометрические
фигуры

Содержание занятия Дидактически
й материал
Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

2

Рисунок геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

3

Рисуем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

4

Рисуем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
17

Matatalab
5

Программирование по
собственному замыслу

Развивать
навыки Робототехниче
программирования
ский набор
Matatalab

6

Программирование по
собственному замыслу

Развивать навыки
программирования

Робототехниче
ский набор
Matatalab

7

Программирование по
собственному замыслу

Развивать навыки
программирования

Робототехниче
ский набор
Matatalab

8

Диагностический этап

18

Список литературы
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений
и объектов реального мира средствами конструктора — М.; «ЛИНКА —
ПРЕСС», 2001.
2. Наборы образовательных Лего-конструкторов: Технология и информатика:
проекты и задания. Книга для учителя. – М.: ИНТ, - 80 с.
3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург
«Наука» , 2017

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Выпуск №79 октябрь 2024 года

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».