Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………………… .3
Направленность программы …………………………………………………………………..3
Актуальность программы ……………………………………………………………………..3
Отличительные особенности программы ……………………………………………………4
Адресат программы …………………………………………………………………………...4
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий …………………………..4
Объем и срок освоения программы …………………………………………………………5
Особенности организации образовательного процесса ……………………………………5
Форма организации образовательного процесса …………………………………………...5
Виды занятий ………………………………………………………………………………….6
Форма подведения результатов ………………………………………………………………6
1.2 Цели и задачи программы ………………………………………………………………...6
1.3 Учебный (тематический) план…………………………………………….........................7
1.4 Содержание учебного (тематического) плана …………………………………………...8
1.5 Планируемые результаты ………………………………………………………………..11
2. Организационно-педагогические условия …………………………………………..12
2.1. Календарный учебный график………………………………………………………….12
2.2 Условия реализации программы ………………………………………………………..12
2.3 Материально-техническое обеспечение ……………………………………………….12
2.4 Кадровое обеспечение …………………………………………………………………..12
2.5 Методические материалы ………………………………………………………………12
2.6 Формы аттестации ………………………………………………………………………13
3. Список литературы ……………………………………………………………………..14
2
1. Комплекс основных характеристик программы (модуля)
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный знаток» - техническая. Уровень усвоения содержания программы – базовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на
формирование основ технического творчества, навыков начального программирования.
Актуальность ДООП (модуля) состоит в обеспечении запроса родителей и, опираясь
на потребности детей дошкольного возраста и для решения следующих проблем:
-востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в
естественнонаучном направлении;
-отсутствия методического обеспечения формирования основ технического творчества,
навыков начального программирования;
-выполнения социального заказа современного общества, направленного на подготовку
подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех
сторон общественной жизни.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 года № 16).
3
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности ДООП (модуля)
Реализация
программы
осуществляется
с
использованием
образовательных
конструкторов для обучения техническому конструированию. Настоящий курс предлагает
использование
конструкторов
Знаток,
MATATALAB,
как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и
Fanby,
Трубометрик,
робототехнический
набор
программированию.
Новизна ДООП (модуля) заключается в исследовательско-технической направленности
обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует
развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования
профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и
науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Адресат ДООП (модуля)
Программа адресована детям 6 – 7(8) лет и рассчитана с учетом развития психических
процессов данного возрастного периода.
Занятия проводятся в группах и индивидуально (по необходимости), сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив:
принимаются все желающие.
Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 10 человек. Такой
количественный состав позволит педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 5 мин.
Общее количество часов в неделю – 1.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
Объем и срок освоения программы (модуля).
Объем часов по программе составляет 35 часов в год.
4
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный
процесс
ориентирован
на
развивающий
характер,
является
разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические,
исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; базируется на развивающих
методах обучения детей.
При
реализации
последовательность
программы
освоения
используется
содержания
в
традиционная
течение
одного
модель
года
–
линейная
обучения.
Число
обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 3 до 10 человек.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде
элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности
учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с
обучающимися.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
− групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
− фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
− самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
− работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность,
являющуюся
основой,
необходимой
для
закрепления
информации.
Каждое
занятие
сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности ДООП (модуля) – базовый
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления программы «Юный знаток»,
расширение информированности,
удовлетворение познавательного интереса,
обогащение навыками общения. Обучающиеся могут
реализовывать свои знания и умения в мероприятиях разного уровня (олимпиады, конкурсы).
5
Виды занятий - беседа; практическое занятие, подготовка и участие в конкурсах.
Формы подведения результатов – итоговая выставка детских работ, конкурсы по
конструированию.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие технического творчества и формирование ранней профессиональной
ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования и
робототехники.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов):
1.
Знакомить воспитанников с основами конструирования и моделирования, расширение
знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и машин.
2.
Способствовать
формированию
умения
достаточно
самостоятельно
решать
технические задачи в процессе конструирования моделей.
3.
Расширить представление об окружающем мире - об архитектуре, транспорте,
ландшафте.
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов):
1.
Способствовать развитию у дошкольников творческого, продуктивного мышления.
2.
Развивать у старших дошкольников мыслительные операции: сравнение, анализ и
синтез.
3.
Развивать мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и
умственные способности.
Воспитывающие (направленные на достижение личностных результатов):
1.
Пробудить в ребёнке интерес
к техническому образованию, инженерным
дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла.
2.
Способствовать
становлению
личностных
качеств:
любознательности,
инициативности, стремлению к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических
задач.
3.
Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе
(в паре).
6
1.3 Учебный (тематический) план
№
п/п
Месяц
Название раздела
программы
Количество часов
всего
теория
Формы
аттестации/контроля
1.
2.
Сентябрь
Сентябрь
Вводное занятие.
Знакомство с
конструктором Fanby
1
1
1
0,5
практи
ка
0,5
3.
Сентябрь
2
1
1
Беседа
4.
5.
6.
7.
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Знакомство с
конструктором Знаток
Название деталей
Способы креплений
Что такое механизмы?
Вентилятор
Фонарик
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Опрос
Опрос
Испытание
Испытание
8.
Ноябрь
Электродвигатель
1
0,5
0,5
Испытание
9.
Ноябрь
Летающий пропеллер
Летающая тарелка,
управляемая магнитом
1
-
1
Испытание
10.
Ноябрь
1
-
1
Испытание
11.
Ноябрь
Лампа, управляемая
магнитом
Вентилятор, управляемый
магнитом
Прямое и обратное
вращение электродвигателя
1
-
1
Испытание
12.
Декабрь
Последовательное и
параллельное соединение
лампы и электродвигателя
1
-
1
Испытание
13.
Декабрь
Вентилятор, с переменной
скоростью вращения
1
-
1
Испытание
14.
Декабрь
1
-
1
Испытание
15.
Январь
Лампа, с изменяемой
яркостью света.
Звуковые сигналы
Знакомство с
конструктором
трубометрик. Домик
1
-
1
Готовая модель
16.
Январь
Самолет. Павлин
1
-
1
Готовая модель
17.
Январь
Экскаватор. Корабль
1
-
1
Готовая модель
Беседа
Беседа
7
18.
Февраль
Водяная мельница
1
-
1
Готовая модель
19.
Февраль
6
1
5
Испытание
20.
Март
Программирование на
интерактивной панели
Знакомство с
робототехническим
набором MATATALAB
1
-
1
Беседа
21.
Апрель
2
-
1
Испытание
22.
Апрель
2
-
1
Испытание
23.
Апрель
2
-
1
Испытание
24.
Май
2
-
1
Испытание
25.
Май
Программирование на
обучающем поле
Программирование на
обучающем поле цифры
Программирование на
обучающем поле буквы
Программирование на
магнитном поле
Организация выставки
индивидуальных работ
1
-
1
Выставка
Итого
35
6
29
1.4 Содержание учебного (тематического) плана
Сентябрь
№
занят
ия
1
Задачи занятия
Вводное занятие.
2
Знакомство с
конструктором Fanby
3
Знакомство с
конструктором Знаток
Название деталей
Содержание занятия
Дидактический
материал
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Рассказ педагога о происхождении Конструктор Fanby
конструктора, его разработчике.
Презентация
возможностей
конструктора.
Знакомство с названиями деталей Конструктор Знаток
конструктора.
Октябрь
№
занят
ия
1
Задачи занятия
Способы креплений
2
Что такое механизмы?
Содержание занятия
Дидактический
материал
Вырабатывать навык ориентации в Конструктор Знаток
деталях. Познакомить со способами
креплений.
Познакомить детей с понятием Конструктор Знаток
механизмы,
показать
их
разновидности.
8
3
4
Вентилятор
Фонарик
Сборка схемы
Сборка схемы
Конструктор Знаток
Конструктор Знаток
Ноябрь
№
занят
ия
1
Задачи занятия
Содержание занятия
Дидактический
материал
Электродвигатель
Сборка схемы
Конструктор Знаток
2
Летающий пропеллер
Летающая тарелка,
управляемая магнитом
Сборка схемы
Конструктор Знаток
3
Лампа, управляемая
магнитом
Вентилятор, управляемый
магнитом
Прямое и обратное
вращение
электродвигателя
Сборка схемы
Конструктор Знаток
Сборка схемы
Конструктор Знаток
4
Декабрь
№
занят
ия
1
2
3
Задачи занятия
Содержание занятия
Дидактический
материал
Последовательное и
Сборка схемы
параллельное соединение
лампы и электродвигателя
Конструктор Знаток
Вентилятор, с переменной Сборка схемы
скоростью вращения
Конструктор Знаток
Лампа, с изменяемой
яркостью света.
Звуковые сигналы
Сборка схемы
Конструктор Знаток
Январь
№
занят
ия
1
Задачи занятия
Содержание занятия
Дидактический
материал
Знакомство с
конструктором
трубометрик. Домик
Создание модели
Конструктор
трубометрик
2
Самолет. Павлин
Создание модели
3
Экскаватор. Корабль
Создание модели
Конструктор
трубометрик
Конструктор
9
трубометрик
Февраль
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Водяная мельница
Содержание занятия
Создание модели
Дидактический
материал
Конструктор
трубометрик
2
Программирование
на Обучение программированию на
интерактивной панели
интерактивной панели
Интерактивная
панель
3
Программирование на
интерактивной панели
Обучение программированию на
интерактивной панели
Интерактивная
панель
4
Программирование на
интерактивной панели
Обучение программированию на
интерактивной панели
Интерактивная
панель
Март
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Программирование на
интерактивной панели
Содержание занятия
Дидактический
материал
Обучение программированию на
интерактивной панели
Интерактивная
панель
2
Программирование на
интерактивной панели
Обучение программированию на
интерактивной панели
Интерактивная
панель
3
Программирование на
интерактивной панели
Обучение программированию на
интерактивной панели
Интерактивная
панель
4
Знакомство с
робототехническим
набором MATATALAB
Знакомство с принципами работы
робототехнического набора
MATATALAB
MATATALAB
Апрель
№
занят
ия
Задачи занятия
1
Программирование на
обучающем поле
Программирование на
обучающем поле цифры
Программирование на
обучающем поле цифры
2
3
Содержание занятия
Дидактический
материал
Программирование
MATATALAB
Программирование
MATATALAB
Программирование
MATATALAB
10
Программирование на
обучающем поле буквы
4
Программирование
MATATALAB
Май
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Программирование на
обучающем поле буквы
2
Программирование на
магнитном поле
3
Программирование на
магнитном поле
3
Организация выставки
индивидуальных работ
Содержание занятия
Дидактический
материал
Программирование
MATATALAB
Программирование
MATATALAB
Программирование
MATATALAB
Создание модели в индивидуально и Любой
вид
в парах, выставка работ
конструктора,
по
желанию ребенка
1.5 Планируемые результаты
Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и
личностных и результатов:
Предметные результаты:
- воспитанники знакомы с основами конструирования и моделирования;
- сформированы умения самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования моделей;
- сформированы умения работать по предложенным схемам.
Метапредметные результаты:
- развиты мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез;
- развиты умения довести решение задачи до готовности модели.
Личностные результаты:
- развиты личностные качества: любознательность, инициативность, стремление к
самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач;
- сформированы навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе
(в паре).
11
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни
8
Окончание учебного года
Учебный год
36
30 минут
18
16
19
01.09.2024
В соответствии с
производственным
календарем на 2024, 2025
год
31.05.2025
2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
− кванториум, учебные комплекты мебели, соответствующие санитарно - гигиеническим
и пожарным нормам;
− конструкторы Знаток, Fanby, Трубометрик, робототехнический набор MATATALAB.
Кадровое обеспечение
Должность - педагог дополнительного образования
Методические материалы
Специальная литература, наглядные пособия (схемы, фотоматериалы и т.п.), которые
будут использоваться на занятиях.
Методы обучения и воспитания
• словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ);
• наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом;
• практический - практические задания, наблюдения, игры.
Формы организации образовательной деятельности
• групповая форма организации практической деятельности, выполнения работы,
конкурсная деятельность;
• индивидуальная форма (по необходимости).
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся практические занятия, конкурсы.
12
2.3 Формы аттестации/контроля
Формы оценочных средств
• отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
• освящение на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте»
(организация выставок, участие в конкурсах).
Формы итоговой аттестации
• организация выставки работ;
• участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
13
Список литературы
1. Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова Ю.В. Шаульская Е.Л
«Образовательная робототехника во внеурочной деятельности дошкольников: в
условиях внедрения ФГОС НОО: учеб.- метод. пособие» / М-во образования и науки
Челяб. обл., - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012.
2. Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр
4. «Сфера», 2002 г.
5. Ишмакова М.С.
«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
6. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий
центр «Сфера», 2005 г.
7. Комарова Л. Г. «Строим из Лего»; М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
8. Мирошина Т.Ф, Соловьева Л.Е, Могилёва А.Ю, Перфильева Л.П.
9. «Образовательная робототехнка в ДОУ» Челябинск: Взгляд, 2011.
10. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера»,
2012 г.
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный знаток» (далее ДООП) относится к базовому уровню и имеет
техническую направленность.
1.5. Цель и задачи программы
Цель:
развитие
профессиональной
технического
ориентации
у
творчества
детей
и
старшего
формирование
дошкольного
ранней
возраста
средствами конструирования и робототехники.
Задачи:
Обучающие:
14
4. Знакомить воспитанников с основами конструирования и моделирования,
расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и
машин.
5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно
решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
6. Расширить представление об окружающем мире - об архитектуре,
транспорте, ландшафте.
Развивающие:
4. Способствовать развитию у дошкольников творческого, продуктивного
мышления.
5. Развивать у старших дошкольников мыслительные операции: сравнение,
анализ и синтез.
6. Развивать мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Воспитывающие:
4. Пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию, инженерным
дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла.
5. Способствовать становлению личностных качеств: любознательности,
инициативности, стремлению к самостоятельному поиску и решению проблемных
и логических задач.
6. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде,
малой группе (в паре).
1.2. Актуальность
Актуальность программы для детей 6-7 лет заключается в ранней профориентации
воспитанников, приобщении к инженерным профессиям, а также развитие прединженерного
мышления и математических способностей. Программа построена так, что обучающиеся,
преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате
чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в
процессе
технического
творчества.
Представленная
программа
обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и
15
индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического,
социально - коммуникативного.
1.6. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме
познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и
конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для
реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга
интересов.
1.7. Возраст обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного образования
детей.
Обучающиеся 6-7 лет.
Перечислить все аспекты возрастных изменений довольно сложно: меняется внимание,
мышление, память, активно развивается речь, ведущий тип деятельности постеп енно
смещается с игры на учёбу.
В этот период происходит интенсивное совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие центральной нервной системы и мелкой моторики.
Дети 6 лет способны отслеживать свои эмоции, контролировать импульсы. Они проявляют
интерес к более сложным играм и занятиям.
Дополнительная образовательная программа «Юный знаток»
Программа разработана на основе:
- Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ (ред. От
25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014 № 1726-р «Об
утверждение Концепции развития дополнительного образования детей»;
16
- Приказ Минпровещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
- Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018г. № 16);
-
Целевая
модель
развития
региональной
системы
дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г.
№ 467;
- Устав МБДОУ №27.
Актуальность программы
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года
N 453-УГ о комплексной программе «Уральская инженерная школа»,
для
ориентации детей с раннего возраста на будущую профессию, на раннее развитие
полезных прикладных навыков,
в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детский сад № 27 «Росинка» было принято решение
о введение кружка по конструированию и робототехнике «Юный знаток». Для
17
реализации данного кружка были приобретены конструкторы Знаток, ЭВРИКИ,
LEGO WeDo 2.0, робототехнический набор Matatalab.
Новизна программы заключается в том, что воспитанники под руководством
педагога создают
модели посредством конструктора, следуя пошаговым
инструкциям. В процессе активной работы детей по конструированию,
исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству открывается
много дополнительных интересных возможностей. При помощи полученных
знаний юные конструкторы могут доказать правильность своих предположений,
поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются
практикой. Работая группами, дети, независимо от их подготовки, могут строить
модели и при этом обучаться, получая удовольствие.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения детей
с 6 до 7(8) лет. Принимаются все желающие.
Формы обучения: очная.
Форма занятий кружка:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 2 раза в неделю (7 – 10 человек)
по 30 минут.
2. Индивидуальная работа (при необходимости).
Форма проведения занятий: занятие – игра.
Планируемые результаты освоения Программы:
- знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo 2.0; видами
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями,
применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- имеет навыки программирования с использованием робототехнического
набора Matatalab;
18
- соблюдает правила безопасного поведения при работе с электротехникой,
инструментами,
необходимыми
при
конструировании
робототехнических
моделей;
- проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования,
общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- правильно и быстро ориентируется в пространстве;
- имеет математические представления о счете, форме, пропорции,
симметрии;
- у него развито внимание, способность сосредоточиться;
- отличается хорошей памятью, мышлением;
- у него развито воображение, творческое мышление.
Педагогическая
диагностика
усвоения
Программы
воспитанниками
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию и робототехнике у
детей 6-8 лет по методике Т.В. Фёдоровой
№
Ф.И.
ребёнка
Называет
детали
Умеет
моделировать
Умеет
программировать
Умеет
тестировать
Строит
по
инструкции
Проявляет
творчество
Учебный план
№
п/п
Разделы программы
Количество часов
всего
1.
2.
3.
4.
5.
Диагностический этап
Конструирование из
электронного
конструктора Знаток
Конструирование из
конструктора ЭВРИКИ
Конструирование из
конструктора LEGO
WeDo 2.0
Программирование с
Формы
организации
занятия
1
16
теор
ия
4
практ
ика
1
12
фронтальное
фронтальное
24
12
12
фронтальное
17
8,5
8,5
фронтальное
15
1
14
фронтальное
19
помощью
робототехнического
набора Matatalab
6.
Диагностический этап
1
-
1
фронтальное
Итого
74
25,5
48,5
фронтальное
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Кружок /содержание
Возраст детей
Режим работы
Начало учебного года
Окончание учебного года
Количество недельной
образовательной нагрузки
Сроки проведения педагогической
диагностики по усвоению
программного материала
Открытые занятия для родителей
Праздничные (нерабочие) дни
Продолжительность учебного года
Юный знаток
6-7 лет
Понедельник
15.05-16.50
Четверг
15.05-16.50
01.09.2021
31.05.2022
60 минут
01.09.-03.09.2021
17.05.-31.05.2022
23.05.-31.05.2022
В соответствии с
производственным календарем на
2021, 2022 год
39 недель
Перспективный план занятий по программе
Сентябрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Диагностический этап
Содержание занятия Дидактически
й материал
С
помощью, Конструктор
знакомого
детям,
конструктора
придумать и собрать
какую – либо фигуру
20
2
Вводное занятие, знакомство
с конструктором Знаток
Показ конструктора, Конструктор
способов соединения Знаток
деталей
3
Конструирование по
образцу: лампа
Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки
4
Конструирование по
образцу: электрический
вентилятор
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки
5
Конструирование по
образцу: последовательное
соединение лампы и
вентилятора
Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки
6
Конструирование по
образцу: светодиод
Конструктор
Знаток
7
Конструирование по
образцу: летающий
пропеллер
Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки
8
Конструирование по
образцу: музыкальный
дверной звонок с ручным
управлением
Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки
Конструктор
Знаток
21
9
Конструирование по схеме:
сигналы полицейской
машины
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
Октябрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме:
сигналы пожарной машины
Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
2
Конструирование по схеме:
сигналы машины скорой
помощи со световым
сопровождением
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
3
Конструирование по схеме:
звуки теплохода
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
4
Конструирование по схеме
автоматический уличный
фонарь
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
5
Конструирование по схеме
ленивый вентилятор
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
6
Конструирование по схеме:
простой метроном
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
22
7
Конструирование по схеме:
мигающая лампа
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
8
Конструирование по схеме:
звездные войны
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.
Конструктор
Знаток
Ноябрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Знакомство с конструктором
ЭВРИКИ
Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ
способов Конструктор
соединения деталей ЭВРИКИ
конструктора
для
сборки.
2
Конструирование по схеме
самолет
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
3
Конструирование по схеме:
самолет
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
4
Конструирование по замыслу
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
5
Конструирование по схеме:
машина
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
23
предложенной схеме.
6
Конструирование по схеме:
машина
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
7
Конструирование по схеме
машина
Показ конструктора, Конструктор
способов соединения ЭВРИКИ
деталей конструктора
для сборки слона.
8
Конструирование по замыслу
Развитие
воображения,
фантазии,
логического
мышления.
Конструктор
ЭВРИКИ
Декабрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме
инопланетянин
Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ
способов Конструктор
соединения деталей ЭВРИКИ
конструктора
для
сборки неваляшки.
2
Конструирование по схеме:
инопланетянин
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
3
Конструирование по схеме:
инопланетянин
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
4
Конструирование по замыслу
Учить
Конструктор
24
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
5
Конструирование по схеме:
робот
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
6
Конструирование по схеме:
робот
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
7
Конструирование по схеме
робот
Развитие
воображения,
фантазии,
логического
мышления.
Конструктор
ЭВРИКИ
8
Конструирование по замыслу
Развитие
воображения,
фантазии,
логического
мышления.
Конструктор
ЭВРИКИ
9
Конструирование по схеме
карусель
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Январь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме
карусель
Содержание занятия Дидактически
й материал
Учить
Конструктор
последовательному
ЭВРИКИ
соединению деталей
конструктора
по
25
предложенной схеме.
2
3
4
5
6
7
Конструирование по схеме
карусель
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Конструирование по замыслу Развитие
воображения,
фантазии
Конструктор
ЭВРИКИ
Конструирование по схеме
робот 2
Конструктор
ЭВРИКИ
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Конструирование по схеме
Учить
робот 2
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Конструирование по схеме
Учить
робот 2
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Конструирование по замыслу Развитие
воображения,
фантазии
Конструктор
ЭВРИКИ
Конструктор
ЭВРИКИ
Конструктор
ЭВРИКИ
Конструктор
ЭВРИКИ
Февраль
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Знакомство с конструктором
LEGO WEDO 2.0
Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ
способов Конструктор
соединения деталей LEGO WEDO
конструктора
для 2.0
сборки
мини
26
машины.
2
Конструирование по схеме
робот
Показ
способов Конструктор
соединения деталей LEGO WEDO
конструктора
для 2.0
сборки кабриолета.
3
Конструирование по схеме:
робот
Учить
Конструктор
последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.
4
Программирование робот
Учить
навыкам Конструктор
программирования
LEGO WEDO
2.0
5
Конструирование по схеме:
робот 2
Учить
Конструктор
последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.
6
Конструирование по схеме:
робот 2
Учить
Конструктор
последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.
7
Программирование робот 2
Учить
навыкам Конструктор
программирования
LEGO WEDO
2.0
8
Конструирование по схеме
робот 3
Учить
Конструктор
последовательному
LEGO WEDO
соединению деталей 2.0
конструктора
по
предложенной схеме.
27
Март
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме
робот 3
Содержание занятия Дидактически
й материал
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
навыкам
программирования
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
предложенной схеме.
Учить
навыкам
программирования
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
2
Программирование робот 3
3
Конструирование по схеме
машина
4
Конструирование по схеме
машина
5
Программирование машина
6
Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора
по
замыслу
Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора по
замыслу
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора по
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
7
8
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
28
замыслу
9
Конструирование по замыслу Учить
последовательному
соединению деталей
конструктора по
замыслу
Конструктор
LEGO WEDO
2.0
Апрель
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Знакомство с
робототехническим набором
Matatalab
2
Изучаем счет
Содержание занятия Дидактически
й материал
Принцип работы
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
Робототехниче
ский набор
Matatalab
3
Изучаем счет
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
4
Изучаем счет
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
5
Изучаем счет
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
6
Изучаем геометрические
фигуры
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
7
Изучаем геометрические
фигуры
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
29
8
Изучаем геометрические
фигуры
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
Май
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Изучаем геометрические
фигуры
Содержание занятия Дидактически
й материал
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
2
Рисунок геометрические
фигуры
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
3
Рисуем геометрические
фигуры
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
4
Рисуем геометрические
фигуры
Программирование
по показу
Робототехниче
ский набор
Matatalab
5
Программирование по
собственному замыслу
Развивать
навыки Робототехниче
программирования
ский набор
Matatalab
6
Программирование по
собственному замыслу
Развивать навыки
программирования
Робототехниче
ский набор
Matatalab
7
Программирование по
собственному замыслу
Развивать навыки
программирования
Робототехниче
ский набор
Matatalab
8
Диагностический этап
30
Список литературы
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений
и объектов реального мира средствами конструктора — М.; «ЛИНКА —
ПРЕСС», 2001.
2. Наборы образовательных Лего-конструкторов: Технология и информатика:
проекты и задания. Книга для учителя. – М.: ИНТ, - 80 с.
3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург
«Наука» , 2017
31