Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Умники и умницы - 2024 год

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3
Направленность программы ...................................................................................................... 3
Актуальность программы .......................................................................................................... 3
Отличительные особенности программы ................................................................................ 4
Адресат программы .................................................................................................................. 4
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий .......................................... 5
Объем и срок освоения программы ........................................................................................ 5
Особенности организации образовательного процесса.........................................................5
Форма организации образовательного процесса.................................................................... 6
Виды занятий ............................................................................................................................. 6
Форма подведения результатов ................................................................................................ 6
1.2 Цели и задачи программы ................................................................................................... 7
1.3 Учебный (тематический) план ............................................................................................ 8
1.4 Содержание учебного (тематического) плана ................................................................... 8
1.5 Планируемые результаты .................................................................................................. 17
2. Организационно-педагогические условия .................................................................. 18
2.1. Календарный учебный график ........................................................................................ 18
2.2 Условия реализации программы ...................................................................................... 18
2.3 Материально-техническое обеспечение ......................................................................... 18
2.4 Кадровое обеспечение.......................................................................................................18
2.5 Методические материалы ................................................................................................ 18
2.6 Формы аттестации ............................................................................................................ 19
3. Список литературы...........................................................................................................21

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умники и умницы» (далее ДООП) - социально-гуманитарная. Уровень усвоения содержания
программы – базовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на
социализацию и адаптацию дошкольника в обществе.
Актуальность ДООП состоит во всестороннем развитии каждого ребенка – личностного,
социального, когнитивного. Для обеспечения равных стартовых возможностей развития
дошкольников должна быть целенаправленная и системная работа.
На основе анализа опроса родителей воспитанников МБДОУ № 27 выявили, что важным
звеном для развития дошкольников в рамках дополнительного образования оказалось:
-

развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики, мышления, ознакомление с

окружающим миром;
-

взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх.

Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, умение разрешать конфликты.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 года № 16).

3

6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности ДООП
Программа составлена таким образом, что во время каждого занятия происходит развитие
пяти взаимосвязанных психических процессов в течение каждого занятия, а также проведение
элементов психомышечной тренировки для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Новизна ДООП состоит в том, что происходит формирование навыков самоконтроля и
самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться
решения поставленных задач, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих
категориях предметы и явления окружающего мира, осознание способов выполнения действий.
В последнее время многие дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют
правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют навыками

культурного

поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ребенок – ребенок» и «ребенок –
педагог» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в программу
введен курс ознакомления с окружающим миром, который помимо этого призван знакомить
детей с нормами поведения, формировать коммуникативные навыки.
Адресат ДООП
Программа адресована детям 6 – 7(8) лет и рассчитана с учетом развития психических
процессов данного возрастного периода.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут
встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных
признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания
составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6—7(8) лет) у ребенка появляются произвольные
формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются
элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок
самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что
развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно

4

выделил задачу на запоминание. Появление произвольной памяти способствует развитию
культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу
дошкольного

возраста

начинает

формироваться

словесно-логическое

мышление.

Оно

предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Старший
дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных
ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию
из 6—8 последовательных картинок.
Воображение.

Активизация

функции

воображения

—

вначале

воссоздающего

(позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого
(благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для
развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика,
связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и
характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты
диалогическая, и некоторые виды, монологической речи.
Занятия проводятся в группах и индивидуально (по необходимости), сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив:
принимаются все желающие.
Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 10 человек. Такой
количественный состав позволит педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 5 мин.
Общее количество часов в неделю – 30 мин.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
Объем и срок освоения программы.
Объем часов по программе составляет 32 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный

процесс

ориентирован

на

развивающий

характер,

является

разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические,

5

исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; базируется на развивающих
методах обучения детей.
При

реализации

программы

используется

традиционная

модель

–

линейная

последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Число обучающихся,
одновременно находящихся в группе, составляет от 3 до 10 человек.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде
элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности
учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с
обучающимися.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
− групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
− фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
− самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
− работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность,
являющуюся

основой,

необходимой

для

закрепления

информации.

Каждое

занятие

сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности ДООП – базовый
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала,

которые

допускают

освоение

специализированных

знаний,

гарантированно

обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления программы «Умники и умницы», удовлетворение познавательного интереса,
расширение информированности, обогащение навыками общения. Обучающиеся

могут

реализовывать свои знания и умения в мероприятиях разного уровня (олимпиады, конкурсы).
Виды занятий - беседа; просмотр презентаций, практическое занятие, подготовка и
участие в конкурсах.
Формы подведения результатов – тестирование.

6

1.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов)
1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
2. Формировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов)
1. Развивать способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
2. Развивать

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

сравнения,

обобщения,

классификации, аналогии)
Воспитывающие (направленные на достижение личностных результатов)
1. Формировать волевые качества.
2. Развивать у ребенка коммуникативные и поведенческие навыки.

7

1.3 Учебный (тематический) план

№
п/п
1.

Название раздела
программы
Диагностический этап

2.

Вводное занятие

1

3.

Развитие речи

27

4.

Развитие внимания

27

-

27

5.

Развитие мелкой моторики

27

-

27

6.

Развитие мышления

27

-

27

7.

Развитие памяти

27

-

27

Снятие эмоционального
напряжения
Диагностический этап

27

-

27

4

-

4

Итого

37

0,5

36,5

8.
9.

Количество часов
всего теория практика
5
5
0,5

0,5
27

Формы аттестации/контроля
Индивидуальное
тестирование
Наблюдение за выполнением
хода работы
Наблюдение за выполнением
хода работы
Наблюдение за выполнением
хода работы
Наблюдение за выполнением
хода работы
Наблюдение за выполнением
хода работы
Наблюдение за выполнением
хода работы
Наблюдение за выполнением
хода работы
Индивидуальное
тестирование

1.4 Содержание учебного (тематического) плана

Сентябрь
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Диагностика

Индивидуальная диагностика

Бланки

Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика

Индивидуальная диагностика
Индивидуальная диагностика
Индивидуальная диагностика
Индивидуальная диагностика

Бланки
Бланки
Бланки
Бланки

2
3
4
5

Содержание занятия

Дидактический
материал

Октябрь
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Развитие мелкой моторики
Развитие способности
устанавливать закономерность

Содержание занятия
«Фонарики»
«Братья - ленивцы»
«Чего не хватает»

Дидактический
материал
Не требуется
Карточки с заданием
(прил.13

8

2

3

4

«Удачная Картина

Обучения навыкам анализа и
рассуждения
Развитие зрительной памяти
Обучение способности к
переключению внимания и
концентрации
Снятие мышечного и
эмоционального напряжения,
развитие воображения и фантазии
Развитие мелкой моторики

Картина
рыбалка»

Развитие способности выделять
черты сходства и различия по
существенным признакам;
Развитие фантазии
Развитие
использовать
мнемонические
приемы
для
запоминания текста
Обучение
способности
концентрации,
объема,
переключения,
устойчивости
внимания
Снятие
напряжения,
обучение
моделированию
внешних
проявлений чувств
Развитие мелкой моторики
Развитие
способности
устанавливать закономерность
Обучение
составлению
предложений по опорным словам,
развитие речи.
Развитие активного внимания,
Развитие объема кратковременной
слуховой памяти
Обучение
рефлексии;
снятие
эмоционального напряжения
Развитие мелкой моторики

Пары слов
Картина
«Удачная
рыбалка»
«У оленя дом большой»
Картина
«Портрет»
Не требуется

«Запомни картинки»
«Хлопни в ладоши»
«Зачеркни букву»
Психомышечная
тренировка
«Жмурки»
«Братья - ленивцы»
«Заготавливаем капусту»
«Сравнение предметов»

Картинки
Не требуется
Шарф

Не требуется

«Зачеркни букву»
Вырезка из газеты
или журнала (10X10
см), карандаш, кукла
Психомышечная
тренировка.
«Отражение»
«Братья - ленивцы»
«Теремки»
«Чего не хватает?»
Картина
«Удачная
рыбалка»
«Слушай музыку»
«Ушки на макушке»
«Каскад слов»

«Ловушка»
«Теремки»
«Бабочка»
Развитие умения классифицировать «Четвертый лишний»
предметы
по
существенным
признакам и обобщать
Обучения навыкам анализа и
рассуждения
Картина «Новогодняя елка»
Развитие зрительной памяти
«Запомни картинки»
Обучение
способности «Корректурные пробы»
концентрации, объема
«Ушки на макушке»
Тренировка на дифференциацию «Делай то, что я говорю и
заданий взрослого
показываю»

Не требуется
Не требуется
Прил. 13
Картина
Магнитофон

Список слов
Не требуется
Не требуется
Пять
карточек,
которых изображены
четыре
предмета,
один – лишний
Картина
Картинки
Приложение 2
Не требуется

9

Ноябрь
№
Задачи занятия
занят
ия
5
Развитие мелкой моторики

6

7

Развитие способности
устанавливать закономерность
Развитие фантазии
Развитие объема кратковременной
слуховой памяти
Развитие активного внимания,
умения соотносить свои действия
со звучанием инструментов
Обучение приемам и методам
овладения своим волнением
Развитие мелкой моторики

Содержание занятия

Дидактический
материал

«Заготавливаем капусту»
Не требуется
«Проведи
линию
по Приложение
середине
дорожки,
не
отрывая
карандаш
от
бумаги»
«Бусы»
Приложение 15
Картина «Новогодняя елка» Картина
«Каскад слов»
Список слов
«Бубен и колокольчик»
«Корректурные пробы»
Бубен и колокольчик
«Приятное воспоминание»

«Братья ленивцы»
«Помоги
зайчатам
добраться до дома. Проведи
линию
по
середине
Развитие
способности дорожки»
устанавливать закономерность
«Клумба»
Обучение
составлению Картина «Новогодняя елка»
предложений по опорным словам,
развитие речи.
«Что изменилось»
Обучение навыкам запоминания
образца, ситуации
«Бубен,
колокольчик,
Обучение способности
дудочка», «Пульс»
концентрации внимания на
ощущениях своего тела
Снятие мышечного и
«Тряпичная кукла»
эмоционального напряжения
Развитие мелкой моторики

«Теремки», «Дорисуй
картинку. Соедини линии
по пунктирам»
Развитие умения классифицировать «Четвертый лишний»
предметы
по
существенным
признакам и обобщать
Обучения навыкам анализа и
рассуждения
Картина «Конфета с
Развитие
преднамеренного сюрпризом»
запоминания и припоминания, «Запомни и покажи»
долговременной памяти
(Таблицы Ф.Е. Рыбакова)
Развитие
слухового
внимания,
«Узор», «Выложи
увеличение объема внимания
кружочки»
Снятие мышечного и
«Скульптура»
эмоционального напряжения,

Не требуется
Не требуется
Приложение

Приложение 16
Картина
Две
картинки с
изображением одной
и той же комнаты; на
одной из картинок
предметы
переставлены
и
находятся в другом
порядке
Не требуется
Приложение
Пять карточек, на
каждой из которых
изображены четыре
предмета, один –
лишний
Картина
Таблицы
Ф.Е.
Рыбакова (прил.
Тетрадный лист в
клеточку
и
карандаш,
Два
набора
по
пять
кружочков
одного
диаметра, но разного
цвета

10

8

развитие воображения и фантазии
Развитие мелкой моторики
Развитие
способности
устанавливать закономерность в
изображении на основе зрительного
и мыслительного анализа
Развитие фантазии
Обучение навыкам запоминания
текста с помощью мнемонических
приемов.
Развитие
умения
переключать
слуховое внимание, выполнять
действия
согласно
показанной
картинке
Обучение
целенаправленному
управлению
мышцами
лица;
обучение свойствам невербального
общения

Не требуется
«Бабочка»,
«Обведи Приложение
рисунок точно по линиям,
не отрывая карандаш от
бумаги»
Приложение 13
«Чего не хватает?»
Картина
Картина «Конфета с
сюрпризом»
Не требуется
«Купим мы, бабушка…»
Тетрадный лист,
Картинки
с
«Узор», «Погода»
изображением
солнышка, тучки и
дождика; зонт
Не требуется
«Улыбка»

Декабрь
№
Задачи занятия
занят
ия
9
Развитие мелкой моторики
Развитие способности
устанавливать закономерность
Обучение составлению
предложений по опорным словам,
развитие речи.
Обучение навыкам запоминания
образа, ситуации в условиях
уменьшения времени
Развитие концентрации внимания,
переключения

10

Усиление положительного
эмоционального переживания
Развитие мелкой моторики

Развитие
способности
устанавливать закономерность
Обучения навыкам анализа и
рассуждения
Развитие
целенаправленного
запоминания и припоминания
Обучение
способности
концентрации,
объема,

Содержание занятия

Дидактический
материал

«Птица»,«Дорисуй картинку. Приложение
Соедини
линии
по
пунктирам»
Приложение 17
«Зонтики»
Картина
«Конфета
сюрпризом»

с Картина
Две
картинки
с
изображением
одного и того же
«Что изменилось?»
эпизода,
но
с
перестановкой
«Погода», «Найди отличия»
Две
картинки
с
похожими
«Встречаемся и прощаемся с изображениями
улыбкой»
одного и того же
предмета
«Гости», «Обведи рисунок Приложение
точно по линиям, не отрывая
карандаш от бумаги»
Карточки с заданием
«Загадка»
Картина «В огороде»

Картина

«Спрячь игрушки»

Три игрушки
Две
картинки
с
Дорисуй каждому домику похожими
окошко, яблоку – веточку, а изображениями
цветочку – серединку,
одного и того же

11

11

переключения,
устойчивости
внимания
Усиление
положительных
эмоциональных
переживаний;
поднятие настроения
Развитие мелкой моторики

12

Развитие способности
устанавливать закономерность
Развитие фантазии
Развитие целенаправленного
запоминания и припоминания
Обучение способности
концентрации, объема,
переключения, устойчивости
внимания
Снятие мышечного и
эмоционального напряжения
Развитие мелкой моторики

13

«Найди отличия»
«От улыбки станет
светлей …»

предмета
всем

«Птица», Нарисуй внутри
больших фигур постепенно
уменьшающиеся фигуры, а
вокруг
маленьких–
постепенно
увеличивающиеся.
«Квадрат»
Картина «В огороде»
«Найди игрушки»

Текст песни

Приложение 19
Картина
Три игрушки

Найди
выделенные
фрагменты и обведи их
Приложение 4
«Тряпичная кукла»

«Гости», Проведи
карандашом от удочки до
рыбки. Кто из ребят, какую
рыбку поймал?
Развитие
мыслительных «Найди лишнее слово»
процессов
обобщения,
отвлечение,
выделения
существенных признаков
Обучение
составлению Картина «В огороде»
предложений по опорным словам,
Развитие произвольной памяти
«Рассмотри внимательно»
Найди в квадрате следующие
Обучение способности
слова: мяч, слон, облако, дом.
концентрации, объема,
«Скульптура»
переключения, устойчивости
внимания
Снятие мышечного и
эмоционального напряжения,
развитие воображения и фантазии
Развитие мелкой моторики
«Теремки», Обведи рисунок
точно по линиям, не отрывая
карандаш от бумаги
«Четвертый лишний»
Развитие
умения
классифицировать предметы по
существенным
признакам
и
обобщать
Картина «Первое свидание»
Обучения навыкам анализа и «Кто не на месте?»
рассуждения
«Чем отличаются картинки»

Не требуется
Приложение
Серии слов

Картина
Приложение
Приложение 6
Не требуется

Приложение

Пять карточек, на
каждой из которых
изображены четыре
предмета, один –
лишний
Десять
игрушек

12

Развитие
целенаправленного
«Дыхание»
запоминания и припоминания
Развитие концентрации внимания
Обучение приемам ритмичного
дыхания для снятия напряжения;

Две
картинки
с
похожим сюжетом
Не требуется

Январь
№
Задачи занятия
занят
ия
14
Развитие мелкой моторики

Содержание занятия

Дидактический
материал

«Братья - ленивцы», Дорисуй
картинку и раскрась.
«Угадай предмет»

Приложение
5
картинок
с
изображением
знакомых
ребенку
предметов
Картина

Развитие мыслительных операций
анализа и сравнения
Картина «Первое свидание»
Развитие фантазии
«Рассмотри внимательно»
Развитие произвольного внимания Распутай бусы.
и наблюдательности
«Улыбка»

15

16

Развитие концентрации внимания
Обучение
целенаправленному
управлению мышцами лица;
Развитие мелкой моторики
«Гости», Дорисуй картинку и
раскрась
Развитие аналитического
«Мячик»
мышления
Обучение составлению
Картина «Первое свидание»
предложений по опорным словам,
развитие речи.
«Кто не на месте?»
Развитие целенаправленного
запоминания и припоминания
Какие слова спрятались в
Развитие концентрации внимания рамочке? Прочитай.
«Встречаемся и прощаемся с
Усиление положительных
улыбкой»
эмоциональных переживаний
Развитие мелкой моторики
«Заготавливаем капусту»
Нарисуй по клеткам точно
такой же рисунок
Развитие мыслительных операций «Угадай предмет»
анализа и сравнения
Развитие целенаправленного
«Кто не на месте?»
запоминания и припоминания
Развитие концентрации внимании Посчитай и запиши, сколько
раз встречается каждая буква
Снятие мышечного и
и цифра
эмоционального напряжения
«Тряпичная кукла»

Сюжетная картинка
Приложение 15
Не требуется
Приложение
Мяч
Картина
Десять игрушечных
животных
Приложение 8

Приложение
15 картинок
10 игрушек
Приложение 7
Не требуется

13

Февраль
№
Задачи занятия
занят
ия
17
Развитие мелкой моторики
Развитие мыслительных
ассоциативных связей
Развитие фантазии

Содержание занятия
«Птица», Дорисуй вторую
половинку картинки.
«Мостик»
Картина «Попугай Петруша»
«Каскад слов»

Дидактический
материал
Приложение
Пять пар картинок
Картина
Список слов

18

Развитие объема кратковременной
слуховой памяти
Обучение способности
концентрации, объема
Снятие мышечного и
эмоционального напряжения
Развитие мелкой моторики

Приложение 9
Не требуется

Нарисуй на второй паре
носочков и рукавичек точно
такой же рисунок.
аналитического «Аналогии»

Развитие
мышления
Обучение
составлению
предложений по опорным словам,
развитие речи.
Развитие зрительной памяти
Обучение
способности
концентрации, объема

19

Расставь значки в
соответствии с цифрами
«Скульптура»

Приложение
Мяч
Картина

Картина «Попугай Петруша»
«Запомни картинки»
Найди все предметы, которые 5 картинок
спрятались на рисунке
Приложение 10
«Кляксы»

Расслабление, снятие напряжения,
эмоциональная разрядка
Развитие мелкой моторики
Раскрась игрушки на елке в
соответствии с их формой.
«Мячик»
Развитие аналитического
мышления
Картина «Настоящий друг»
Обучения навыкам анализа и
«Рассмотри внимательно»
рассуждения
«Кого назвали, тот и лови»
Развитие произвольного внимания «Шапка – невидимка»
Формирование внимания,
развитие скорости реакции

Большой
бумаги, гуашь
Приложение

Обучение переходу из одного
эмоционального состояния в
противоположное

Не требуется

лист

Мяч
Картина
Сюжетная картин
Мяч

Март
№
Задачи занятия
занят
ия
20
Развитие мелкой моторики

Содержание занятия

Дидактический
материал

Раскрась картинку в

14

Развитие аналитического
мышления
Развитие фантазии

21

Развитие зрительной памяти
Обучение способности
концентрации внимания
Обучение управлению своим
состоянием
Развитие мелкой моторики
Развитие способности
устанавливать закономерность
Развитие навыка пересказывания
Развитие слуховой памяти
Развитие объема внимания
Расслабление, снятие напряжения

22

Развитие мелкой моторики

23

Развитие умения
классифицировать
Составлениеь предложения по
опорным словам
Развитие объема кратковременной
слуховой памяти
Развитие моторно-двигательного
внимания
Расслабление, снятие напряжения
Развитие мелкой моторики

Картина «Настоящий друг»
«Запомни картинки»
«Колпак мой треугольный»
«Качели»

Развитие слухового внимания
Снятие напряжения
Развитие мелкой моторики
Развитие способности к анализу
Составление предложения по
опорным словам
Развитие долговременной памяти

Сюжетная картинка
Не требуется
Не требуется
Горох, фасоль

Слушаем и пересказываем
«Стихотворение»
«Исключение лишнего»
«Радуга»

Рассказ

Выложить узор из спичек по
образцу
«Четвертый лишний»

Спички, узор

«Предложения»

Опорные слова

«Каскад слов»

Список слов

«Колпак мой треугольный»
«Дождь в лесу»

Не требуется

Схема кабинета

Не требуется
Приложение
Музыка

Карточки

Музыка

Проблемная картинка
«Запомни, а затем ответь на
вопросы»
«Узнай по голосу»
«Подснежник»
Графический диктант
«Сложи узор»
«Предложения»
Повторение стихотворения
«Что слышно»

Развитие слухового внимания
Расслабление, снятие напряжения

Приложение
Мяч
Картина

Разобрать горох и фасоль в
разные емкости
«Сыщик»

Раскрась картинку в
соответствии с цифрами.
мыслительных «Найди лишнее слово»

Развитие
процессов
Развитие способности к анализу
Развитие зрительной памяти

24

соответствии с цифрами
«Аналогии»

«Путешествие в волшебный
лес»

Серии слов
Картина
Картинка, вопросы
Шарфик
Музыка
Тетрадь
Кубики
Б.П.
Никитина
Опорные слова
Не требуется
Лист бумаги, вода в
стакане,
пустая
емкость
Музыка

15

Апрель
№
занят
ия
25

Задачи занятия

Развитие мелкой моторики
Развитие мышления
Развитие умения рассуждать
Развитие зрительной памяти

Содержание занятия

Графический диктант
«Найди овощу свое место»
«Сюжетная картинка»
«Запомни и ответь на
вопросы»
«Съедобное - несъедобное»

Развитие активного внимания
26

Развитие мелкой моторики
Развитие способности выделять
черты сходства и различия по
существенным признакам
Развитие фантазии
Развитие слуховой памяти
Развитие активного внимания
Снятие напряжения, развитие
эмпатии

27

28

Развитие
мелкой
моторики
Развитие
умения
классифицировать
по
существенным
признакам
и
обобщать
Развитие
умения
составлять
рассказ по вопросам
Развитие объема кратковременной
памяти
Развитие осязательного внимания

Развитие мелкой моторики
Развитие логического мышления
Развитие умения связывать
концовки и начало предложений
Развитие целенаправленного
запоминания и припоминания
Развитие концентрации и объема
внимания

Дидактический
материал
Тетрадь
Таблица.
Фигурки
овощей и фруктов
Картинка
Картинка
Мяч

Выложить узор из счетных
палочек
Сравни две картинки

Счетные палочки

«Сюжетная картинка»
Чтение стихотворения и
вопросы
«Что под шляпой»
«Торт»

Картинка
Текст стихотворения
Небольшие
предметы 6-7 шт.
Не требуется

Пальчиковая гимнастика
«Классификация»

Не требуется
Картинки

«Рассказ»

Вопросы

«10 слов»

Список слов

Картинки

«Чудесный мешочек»

Вата,
стеклянный
шарик,
кубик,
резиновая игрушка,
металлическая
деталь и др.
Обведи рисунок точно по Приложение
линиям, не отрывая карандаш
Логические задачи
от бумаги
Не требуется
«Логика»
«Я читаю»
10 игрушек
«Кто не на месте»
Бусинки
Нанизывание бусинок по
образцу

16

Май
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Диагностика

Индивидуальная диагностика

Бланки

Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика

Индивидуальная диагностика
Индивидуальная диагностика
Индивидуальная диагностика
Индивидуальная диагностика

Бланки
Бланки
Бланки
Бланки

2
3
4
5

Содержание занятия

Дидактический
материал

1.5 Планируемые результаты
Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и
личностных и результатов:
Предметные результаты:
- сформированы навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы;
- сформированы умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Метапредметные результаты:
- развита способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
- развиты мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, аналогии,
классификации).
Личностные результаты:
- сформированы волевые качества.
- развиты у ребенка коммуникативные и поведенческие навыки.

17

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни

8

Окончание учебного года

Учебный год
37
30 минут
30 минут
17
20
01.09.2023
В соответствии с
производственным
календарем на 2023, 2024
год
31.05.2024

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
− кванториум, кабинет логопеда, учебные комплекты мебели, соответствующие санитарно
- гигиеническим и пожарным нормам;
− интерактивная панель, планшеты «Логико – малыш», ноутбук;
− канцелярские принадлежности: карандаш простой, цветные карандаши.
Кадровое обеспечение
Должность - педагог дополнительного образования
Методические материалы
Специальная литература, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фотоматериалы и
т.п.), разработки конспектов, которые будут использоваться на занятиях.
Методы обучения и воспитания
• словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ);
• наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
• практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;
• дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения.
Формы организации образовательной деятельности
• групповая форма организации практической деятельности, выполнения работы,
конкурсная деятельность;
• индивидуальная форма (по необходимости).
Формы организации учебного занятия

18

Согласно календарному учебному графику, проводятся практические занятия, конкурсы.
2.3 Формы аттестации/контроля
Формы оценочных средств
• журнал посещаемости,
• фотоотчет;
• отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся
• статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».
Формы итоговой аттестации
• аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
• участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация проводится в форме индивидуального тестирования
Критерии оценивания
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка,
закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления
психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.
Методики,

применяемые

для

изучения

особенностей

психического

развития

дошкольников, направлены:
1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень
тревожности.
Исходя из половозрастных норм все результаты психологического обследования
выражены в стандартных оценках - от 1 до 10 баллов. Таким образом, через

стандартную

оценку определяется уровень развития интеллектуальных и личностных особенностей каждого
ребенка.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Методика «Свободная классификация» (Определение уровня развития элементов
логического мышления, уровня обобщения).
Методика «10 слов» (Изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности).
Методика «Запомни картинки» (Определение уровня развития образной памяти).
Методика «Шифровка» (Изучение уровня концентрации, переключения внимания,
зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка).
Методика «Узоры» (Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков,
зрительно-моторной координации и глазомера).
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

19

Методика «Выбери нужное лицо» (Исследование тревожности детей по отношению к
ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных
умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В
процессе приобретения знаний формируется интеллектуальная активность, рождается радость
познания.

20

Список литературы
1.

500 загадок для детей. – М.; 2003.

2.

Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998.

3.

Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для

детей и взрослых. – М.; 2003.
4.

Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.

5.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.

6.

Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./

Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.
7.

Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и

подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.
8.

Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004.

9.

Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного

возраста – Тюмень, 2005.
10.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000.

11.

Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет:

Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
12.

Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных

способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Выпуск №79 октябрь 2024 года

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».