Юный знаток 2025

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………… .3
Учебный план……..….…………………………………………………..7
Календарный учебный график…………………………………………...7
Перспективный план………… ………………………………………......8
Список литературы………………………………………………….……19

2

Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный знаток» (далее ДООП) относится к базовому уровню и имеет
техническую направленность.
1.5. Цель и задачи программы

Цель:

развитие

профессиональной

технического

ориентации

у

творчества

детей

и

старшего

формирование
дошкольного

ранней
возраста

средствами конструирования и робототехники.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить воспитанников с основами конструирования и моделирования,
расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и
машин.
2. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно
решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
3. Расширить представление об окружающем мире - об архитектуре,
транспорте, ландшафте.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у дошкольников творческого, продуктивного
мышления.
2. Развивать у старших дошкольников мыслительные операции: сравнение,
анализ и синтез.
3. Развивать мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Воспитывающие:
1. Пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию, инженерным
дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла.

3

2. Способствовать становлению личностных качеств: любознательности,
инициативности, стремлению к самостоятельному поиску и решению проблемных
и логических задач.
3. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде,
малой группе (в паре).
1.2. Актуальность
Актуальность программы для детей 6-7 лет заключается в ранней
профориентации воспитанников, приобщении к инженерным профессиям, а также
развитие

прединженерного

мышления

и

математических

способностей.

Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за
другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них
формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии
личности в процессе технического творчества. Представленная программа
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям
развития:

социально-коммуникативного,

познавательного,

речевого,

художественно – эстетического, социально - коммуникативного.
1.6. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет
обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность технического моделирования и конструирования, развить
необходимые

в

дальнейшей

жизни

приобретенные

умения

и

навыки.

Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает
возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми
навыками и расширения круга интересов.
1.7.

Возраст

обучающихся

участвующих

в

реализации

программы

дополнительного образования детей.
Обучающиеся 6-7 лет.

4

Перечислить все аспекты возрастных изменений довольно сложно: меняется
внимание, мышление, память, активно развивается речь, ведущий тип
деятельности постепенно смещается с игры на учёбу.
В этот период происходит интенсивное совершенствование опорнодвигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие центральной
нервной системы и мелкой моторики. Дети 6 лет способны отслеживать свои
эмоции, контролировать импульсы. Они проявляют интерес к более сложным
играм и занятиям.
Дополнительная образовательная программа «Юный знаток»
Программа разработана на основе:
- Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ (ред. От
25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014 № 1726-р «Об
утверждение Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпровещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21

«Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
5

- Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018г. № 16);
-

Целевая

модель

развития

региональной

системы

дополнительного

образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г.
№ 467;
- Устав МБДОУ №27.
Актуальность программы
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года
N 453-УГ о комплексной программе «Уральская инженерная школа»,

для

ориентации детей с раннего возраста на будущую профессию, на раннее развитие
полезных прикладных навыков,

в Муниципальном бюджетном дошкольном

образовательном учреждении детский сад № 27 «Росинка» было принято решение
о введение кружка по конструированию и робототехнике «Юный знаток». Для
реализации данного кружка были приобретены конструкторы Знаток, ЭВРИКИ,
LEGO WeDo 2.0, робототехнический набор Matatalab.
Новизна программы заключается в том, что воспитанники под руководством
педагога создают

модели посредством конструктора, следуя пошаговым

инструкциям. В процессе активной работы детей по конструированию,
исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству открывается
много дополнительных интересных возможностей. При помощи полученных
знаний юные конструкторы могут доказать правильность своих предположений,
поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются
практикой. Работая группами, дети, независимо от их подготовки, могут строить
модели и при этом обучаться, получая удовольствие.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения детей
с 6 до 7(8) лет. Принимаются все желающие.
Формы обучения: очная.
Форма занятий кружка:
6

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 1 раз в неделю (3 – 10 человек) по
30 минут.
2. Индивидуальная работа (при необходимости).
Форма проведения занятий: занятие – игра.
Планируемые результаты освоения Программы:
- знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo 2.0; видами
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями,
применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- имеет навыки программирования с использованием робототехнического
набора Matatalab;
- соблюдает правила безопасного поведения при работе с электротехникой,
инструментами,

необходимыми

при

конструировании

робототехнических

моделей;
- проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования,
общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- правильно и быстро ориентируется в пространстве;
- имеет математические представления о счете, форме, пропорции,
симметрии;
- у него развито внимание, способность сосредоточиться;
- отличается хорошей памятью, мышлением;
- у него развито воображение, творческое мышление.
Педагогическая

диагностика

усвоения

Программы

воспитанниками

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию и робототехнике у
детей 6-8 лет по методике Т.В. Фёдоровой
№

Ф.И.
ребёнка

Называет
детали

Умеет
моделировать

Умеет
программировать

Умеет
тестировать

Строит
по
инструкции

Проявляет
творчество

7

Учебный план
№
п/п

Разделы программы

Количество часов
всего

Формы
организации
занятия

1
19

3.

Диагностический этап
Конструирование из
электронного
конструктора Знаток
Программирование с
помощью
робототехнического
набора Matatalab

теор
ия
2

10

1

9

фронтальное

6.

Диагностический этап

1

-

1

фронтальное

Итого

31

3

28

фронтальное

1.
2.

практ
ика
1
17

фронтальное
фронтальное

Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год

Кружок /содержание
Возраст детей
Режим работы
Начало учебного года
Окончание учебного года
Количество недельной
образовательной нагрузки
Сроки проведения педагогической
диагностики по усвоению
программного материала
Открытые занятия для родителей
Праздничные (нерабочие) дни
Продолжительность учебного года

Юный знаток
6-7 лет
Понедельник
15.05-16.50
01.09.2025
31.05.2026
30 минут
01.09.-03.09.2025
17.05.-31.05.2026
23.05.-25.05.2026
В соответствии с
производственным календарем на
2025, 2026 год
37 недель

8

Перспективный план занятий по программе
Сентябрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Диагностический этап

Содержание занятия Дидактически
й материал
С
помощью, Конструктор
знакомого
детям,
конструктора
придумать и собрать
какую – либо фигуру

2

Вводное занятие, знакомство
с конструктором Знаток

3

Конструирование по
образцу: лампа

4

Конструирование по
образцу: электрический
вентилятор

Показ конструктора,
способов соединения
деталей
Показ
способов
соединения деталей
конструктора
для
сборки
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки

Конструктор
Знаток
Конструктор
Знаток
Конструктор
Знаток

Октябрь

№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по
образцу: последовательное
соединение лампы и
вентилятора
2

Конструирование по
образцу: светодиод

Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки
Конструктор
Знаток

9

3

Конструирование по
образцу: летающий
пропеллер

Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки

4

Конструирование по
образцу: музыкальный
дверной звонок с ручным
управлением

Показ
способов Конструктор
соединения деталей Знаток
конструктора
для
сборки

Ноябрь

№
заня
тия

Задачи занятия

Содержание занятия Дидактически
й материал

1

Конструирование по схеме:
сигналы полицейской
машины

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

2

Конструирование по схеме:
сигналы пожарной машины

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

3

Конструирование по схеме:
сигналы машины скорой
помощи со световым
сопровождением

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

Декабрь
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме
автоматический уличный

Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ способов
соединения деталей

Конструктор
Знаток
10

фонарь

конструктора для
сборки.

2

Конструирование по схеме
ленивый вентилятор

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

3

Конструирование по схеме:
простой метроном

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

4

Конструирование по схеме:
мигающая лампа

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

Январь

№
Задачи занятия
заня
тия
1
Конструирование по схеме:
звездные войны

Содержание занятия Дидактически
й материал
Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

2

Конструирование по схеме:
звуки теплохода

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

3

Конструирование по схеме:
лампа

Показ способов
соединения деталей
конструктора для
сборки.

Конструктор
Знаток

11

Февраль
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Знакомство с
робототехническим набором
Matatalab
2
Изучаем счет

3

Изучаем счет

Содержание занятия Дидактически
й материал
Принцип работы
Программирование
по показу
Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab
Робототехниче
ский набор
Matatalab
Робототехниче
ский набор
Matatalab

Март
№
Задачи занятия
заня
тия
1
Изучаем счет

Содержание занятия Дидактически
й материал
Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

2

Изучаем счет

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

3

Изучаем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

4

Изучаем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

Апрель

12

№
Задачи занятия
заня
тия
1
Изучаем геометрические
фигуры

Содержание занятия Дидактически
й материал
Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

2

Изучаем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

3

Рисунок геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

4

Рисуем геометрические
фигуры

Программирование
по показу

Робототехниче
ский набор
Matatalab

Май
1

Программирование по
собственному замыслу

2

Диагностический этап

Развивать
навыки Робототехниче
программирования
ский набор
Matatalab

13

Список литературы
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений
и объектов реального мира средствами конструктора — М.; «ЛИНКА —
ПРЕСС», 2001.
2. Наборы образовательных Лего-конструкторов: Технология и информатика:
проекты и задания. Книга для учителя. – М.: ИНТ, - 80 с.
3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург
«Наука» , 2017

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Выпуск №79 октябрь 2024 года

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».