Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………………… .3
Направленность программы …………………………………………………………………..3
Актуальность программы ……………………………………………………………………..3
Отличительные особенности программы ……………………………………………………4
Адресат программы …………………………………………………………………………...4
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий …………………………..4
Объем и срок освоения программы …………………………………………………………5
Особенности организации образовательного процесса ……………………………………5
Форма организации образовательного процесса …………………………………………...5
Виды занятий ………………………………………………………………………………….6
Форма подведения результатов ………………………………………………………………6
1.2 Цели и задачи программы ………………………………………………………………...6
1.3 Учебный (тематический) план…………………………………………….........................7
1.4 Содержание учебного (тематического) плана …………………………………………...8
1.5 Планируемые результаты ………………………………………………………………..11
2. Организационно-педагогические условия …………………………………………..12
2.1. Календарный учебный график………………………………………………………….12
2.2 Условия реализации программы ………………………………………………………..12
2.3 Материально-техническое обеспечение ……………………………………………….12
2.4 Кадровое обеспечение …………………………………………………………………..12
2.5 Методические материалы ………………………………………………………………12
2.6 Формы аттестации ………………………………………………………………………13
3. Список литературы ……………………………………………………………………..14
2
1. Комплекс основных характеристик программы (модуля)
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Легомастера» (далее модуль ДООП «Юный знаток») - техническая.
Уровень усвоения
содержания программы – базовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на
формирование основ технического творчества, навыков начального программирования.
Актуальность ДООП (модуля) состоит в обеспечении запроса родителей и, опираясь на
потребности детей дошкольного возраста и для решения следующих проблем:
-востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в
естественнонаучном направлении;
-отсутствия методического обеспечения формирования основ технического творчества,
навыков начального программирования;
-выполнения социального заказа современного общества, направленного на подготовку
подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех
сторон общественной жизни.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 года № 16).
3
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности ДООП (модуля)
Реализация программы осуществляется с использованием образовательных конструкторов
для обучения техническому конструированию. Настоящий курс предлагает использование
конструкторов нового поколения LEGO SPIKE, как инструмента для обучения детей
конструированию, моделированию и программированию.
Программа предполагает использование планшетов совместно с конструкторами. Важно
отметить, что планшет используется как средство управления робототехнической моделью; его
использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей.
Дети
получают
представление
об
особенностях
составления
программ
управления,
автоматизации механизмов, моделирований работы систем.
Новизна ДООП (модуля) заключается в исследовательско-технической направленности
обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует
развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования
профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и
науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Адресат ДООП (модуля)
Программа адресована детям 6 – 7(8) лет и рассчитана с учетом развития психических
процессов данного возрастного периода.
Занятия проводятся в группах и индивидуально (по необходимости), сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив:
принимаются все желающие.
Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 10 человек. Такой
количественный состав позволит педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 5 мин.
Общее количество часов в неделю – 30 мин.
4
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
Объем и срок освоения программы (модуля).
Объем часов по программе составляет 36 часов в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный
процесс
ориентирован
на
развивающий
характер,
является
разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические,
исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; базируется на развивающих
методах обучения детей.
При
реализации
программы
используется
традиционная
модель
–
линейная
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Число обучающихся,
одновременно находящихся в группе, составляет от 3 до 10 человек.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде
элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности
учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с
обучающимися.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
− групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
− фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
− самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
− работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность,
являющуюся
основой,
необходимой
для
закрепления
информации.
Каждое
занятие
сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности ДООП (модуля) – базовый
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных
знаний,
гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления программы (модуля) «Легомастера», удовлетворение познавательного интереса,
5
расширение информированности,
обогащение навыками общения. Обучающиеся могут
реализовывать свои знания и умения в мероприятиях разного уровня (олимпиады, конкурсы).
Виды занятий - беседа; практическое занятие, подготовка и участие в конкурсах.
Формы подведения результатов – итоговая выставка детских работ, конкурсы по
робототехнике.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие технического творчества и формирование научно – технической
профессиональной
ориентации
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами
робототехники.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов)
1. Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни
человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств.
2. Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки
технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение
задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов)
1. Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми
основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств
2. Развивать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира:
формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой,
инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
Воспитывающие (направленные на достижение личностных результатов)
1. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его
результатам.
2. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в
паре).
6
1.3 Учебный (тематический) план
№
п/п
Месяц
Название раздела
программы
Количество часов
всего
теория
Формы
аттестации/контроля
1.
2.
Сентябрь
Сентябрь
Вводное занятие.
Знакомство с
конструктором LEGO
SPIKE
1
1
1
0,5
практи
ка
0,5
3.
4.
5.
6.
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
2
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
7.
Октябрь
1
0,5
0,5
Опрос
8.
Ноябрь
1
0,5
0,5
Опрос
9.
Ноябрь
Название деталей
Способы креплений
Что такое механизмы?
Общие сведения: зубчатые
колеса
Общие сведения: колеса и
оси
Общие сведения: ремни и
шкивы
Создание построек по
собственному замыслу
1
-
1
Наблюдение, опрос
10.
Ноябрь
Создание атрибутов к
сказке «Репка»,
проигрывание
2
-
2
Показ сказки
11.
Ноябрь
Путешествие в Арктику
1
-
1
Готовая модель
12.
Декабрь
Вводное занятие
(программирование)
2
1
1
Беседа
13.
Декабрь
Мотор, датчики
1
0,5
0,5
Наблюдение
14.
Декабрь
Программирование модели
«Путешествие в Арктику»
1
-
1
Испытание
15.
Январь
Создание лабиринта
1
-
1
Готовая модель
16.
Январь
1
-
1
Испытание
17.
Январь
Программирование модели
«Создание лабиринта»
Забава с боулингом
1
-
1
Готовая модель
18.
Февраль
1
-
1
Испытание
19.
Февраль
Программирование модели
«Забава с боулингом»
Тревога за животных
1
-
1
Готовая модель
20.
Февраль
Программирование модели
«Тревога за животных»
1
-
1
Испытание
21.
Февраль
Конструирование модели
1
-
1
Готовая модель
Беседа
Беседа
7
по собственному замыслу
22.
Февраль
Программирование модели
1
-
1
Испытание
23.
Март
Канатная дорога
1
-
1
Готовая модель
24.
Март
Программирование модели
«Канатная дорога»
1
-
1
Испытание
25.
Март
Пещерный автомобиль
1
-
1
Готовая модель
26.
Март
Программирование модели
«Пещерный автомобиль»
1
-
1
Испытание
27.
Апрель
Большой и маленький
помощник
1
-
1
Готовая модель
28.
Апрель
Программирование модели
«Большой и маленький
помощник»
1
-
1
Испытание
29.
Апрель
Классическая карусель
1
-
1
Готовая модель
30.
Апрель
Программирование модели
«Классическая карусель»
1
-
1
Испытание
31.
Май
1
-
1
Готовая модель
32.
33.
Май
Май
Конструирование модели
по собственному замыслу
Программирование модели
Организация выставки
индивидуальных работ
1
1
-
1
1
Испытание
Выставка
Итого
36
6,5
29,5
1.4 Содержание учебного (тематического) плана
Сентябрь
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Вводное занятие.
2
Знакомство с
конструктором LEGO
SPIKE
3
Название деталей
Содержание занятия
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Рассказ педагога о происхождении
конструктора, его разработчике.
Презентация
возможностей
конструктора.
Знакомство с названиями деталей
Лего-конструктора.
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
8
Октябрь
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Способы креплений
2
Что такое механизмы?
3
Общие сведения: зубчатые колеса
4
Общие сведения: колеса и оси
Содержание занятия
Вырабатывать
навык
ориентации
в
деталях.
Познакомить со способами
креплений,
показать
прочность соединений и
устойчивость
от
зависимости
креплений
конструкций.
Познакомить
детей
с
понятием
механизмы,
показать их разновидности.
Знакомство с зубчатыми
колесами, с зубчатыми
передачами.
Знакомство детей с
понятиями колесо и ось,
разновидностями осей и
колёс.
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Ноябрь
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Общие сведения: ремни и шкивы
2
3
4
Создание построек по
собственному замыслу
Создание атрибутов к сказке
«Репка», проигрывание
Путешествие в Арктику
Содержание занятия
Знакомство
детей
с
понятиями шкив и ремень
Развитие внимания, памяти,
воображения
Развитие творческих
способностей
Создание модели
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Декабрь
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Вводное занятие
(программирование)
2
3
4
Содержание занятия
Познакомить
детей
с
планшетами и программой
для программирования
Вводное
занятие Познакомить
детей
со
(программирование)
знаками, необходимыми для
программирования
Мотор, датчики
Познакомить
с
работой
мотора и датчиков
Программирование модели
Программирование
на
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
9
«Путешествие в Арктику»
планшете
SPIKE
Планшет DEXP
Январь
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Создание лабиринта
Содержание занятия
Создание модели
2
Программирование модели
«Создание лабиринта»
Программирование на
планшете
3
Забава с боулингом
Создание модели
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
Февраль
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Программирование модели
«Забава с боулингом»
Содержание занятия
Программирование на
планшете
2
Тревога за животных
Создание модели
3
Программирование модели
«Тревога за животных»
Программирование на
планшете
4
Конструирование модели по
собственному замыслу
Программирование модели
Создание модели
5
Программирование на
планшете
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Март
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Канатная дорога
Содержание занятия
Создание модели
2
Программирование модели
«Канатная дорога»
Программирование на
планшете
3
Пещерный автомобиль
Создание модели
4
Программирование модели
«Пещерный автомобиль»
Программирование на
планшете
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
10
Апрель
№
занят
ия
Задачи занятия
Содержание занятия
1
Большой и маленький помощник
Создание модели
2
Программирование модели
«Большой и маленький
помощник»
Классическая карусель
Программирование на
планшете
Программирование модели
«Классическая карусель»
Программирование на
планшете
3
4
Создание модели
Дидактический
материал
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Конструктор LEGO
SPIKE
Конструктор LEGO
SPIKE
Планшет DEXP
Май
№
Задачи занятия
занят
ия
1
Конструирование модели по
собственному замыслу
2
Программирование модели
3
Организация выставки
индивидуальных работ
Содержание занятия
Дидактический
материал
Создание модели
Конструктор LEGO
SPIKE
Программирование
на Конструктор LEGO
планшете
SPIKE
Планшет DEXP
Создание
модели
в Конструктор LEGO
индивидуально и в парах, SPIKE
выставка работ
1.5 Планируемые результаты
Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и
личностных и результатов:
Предметные результаты:
- сформирован устойчивый интерес к робототехнике;
- сформированы умения работать по предложенным инструкциям;
- сформированы умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Метапредметные результаты:
- развита способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
- развиты умения довести решение задачи до готовности модели.
Личностные результаты:
- сформированы навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы
-
развиты у ребенка коммуникативные и поведенческие навыки.
11
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни
8
Окончание учебного года
Учебный год
37
30 минут
30 минут
17
20
01.09.2023
В соответствии с
производственным
календарем на 2023, 2024
год
31.05.2024
2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
− кванториум, учебные комплекты мебели, соответствующие санитарно - гигиеническим
и пожарным нормам;
− конструктор LEGO SPIKE, планшеты «DEXP KIDS».
Кадровое обеспечение
Должность - педагог дополнительного образования
Методические материалы
Специальная литература, наглядные пособия (схемы, фотоматериалы и т.п.), которые
будут использоваться на занятиях.
Методы обучения и воспитания
• словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ);
• наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом;
• практический - практические задания, наблюдения, игры.
Формы организации образовательной деятельности
• групповая форма организации практической деятельности, выполнения работы,
конкурсная деятельность;
• индивидуальная форма (по необходимости).
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся практические занятия, конкурсы.
12
2.3 Формы аттестации/контроля
Формы оценочных средств
• отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
• освящение на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте»
(организация выставок, участие в конкурсах).
Формы итоговой аттестации
• организация выставки работ;
• участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
13
Список литературы
1. Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова Ю.В. Шаульская Е.Л
«Образовательная робототехника во внеурочной деятельности дошкольников: в условиях
внедрения ФГОС НОО: учеб.- метод. пособие» / М-во образования и науки Челяб. обл., Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012.
2. Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр
4. «Сфера», 2002 г.
5. Ишмакова М.С.
«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
6. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий
центр «Сфера», 2005 г.
7. Комарова Л. Г. «Строим из Лего»; М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
8. Мирошина Т.Ф, Соловьева Л.Е, Могилёва А.Ю, Перфильева Л.П.
9. «Образовательная робототехнка в ДОУ» Челябинск: Взгляд, 2011.
10. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера»,
2012 г.
14