09.03.2023
Синдром
усталости третьей четверти
Упадок сил знаком
большинству людей, дети не исключение. Февраль и март - период, когда у многих
школьников «садится батарейка»: продолжается самая длинная учебная четверть,
зима уже отняла большую часть накопленных ресурсов, а до теплых дней еще
далеко. Впереди итоговые контрольные, экзамены у старшеклассников. Тревожность
растет.
Как противостоять
патологическому переутомлению, сколько кислорода требует наш мозг для
эффективной умственной деятельности и можно ли его восполнить? Почему создатель
гаджетов Стив Джобс не позволял своим детям «сидеть» в телефонах?
На эти и другие вопросы
ответил главный детский невролог Свердловской области, кандидат медицинских
наук Алексей Сулимов.
Когда
ягненок видит волка
-
Алексей Валентинович, стало принято говорить о существовании синдрома
хронической усталости третьей четверти. С таким понятием согласны?
- Мне знаком другой термин –
синдром десятого сентября. Когда
заканчиваются букеты, праздничные речи и начинается системное обучение,
нагрузки, жёсткие требования. Думаю, этот же смысл вкладывают в словосочетание «хроническая
усталость третьей четверти». Называть можно по-разному, суть одна – школьники
требуют повышенного внимания со стороны взрослых в эти периоды. Важно не пропустить такой момент.
Но астенический синдром в
чистом виде не часто ставят как диагноз, с подобными жалобами ребенка мало кто приводит
к докторам. Хотя заниматься лечением необходимо, пока истощение не стало
хроническим.
-
Взрослые любят упрекать детей: соберись, не ной, потерпи. Не принимают всерьез
их тревоги, уверены, что так они отлынивают от учебы. Однако в финале могут
быть не только проблемы со здоровьем, но и эмоциональный разлад в семье. А надо
было просто проконсультироваться у специалиста.
- И начать с того, что
заметить, придать значение нехорошим симптомам: ребенка подолгу невозможно
разбудить, у него апатия, жалобы на недомогание, снижен интерес к новому,
повышенная тревожность, возможно, плаксивость.
Здесь уместно напомнить
известный опыт с ягненком. Его поместили в большую комнату, где всегда была
еда, вода. Он мог свободно перемещаться. Но туда же на короткой цепи посадили волка.
Достать до ягненка хищник не мог. Тем не менее угроза «витала в воздухе».
Постоянный страх, беспокойство постепенно истощили ягненка – он заболел. Этот
эксперимент доказывает, что психическое состояние оказывает огромное влияние на
физиологию.
-
Показательно, но чем конкретно грозит детям длительное переутомление?
- Ухудшается процесс
взросления, роста. Это самая легкая из возможных форм нарушений. Обостряются хронические
патологии, до сих пор находившиеся в стадии декомпенсации. Высока вероятность
появления новых заболеваний.
От перегрузок прежде всего
страдает зрение. Сердечно-сосудистая, нервная системы.
Возникают проблемы с
мышечным корсетом и осанкой.
Как только человек
«скрючился», ломается нормальное расположение внутренних органов. В итоге замкнутый
круг - форсирование нагрузок для более высоких результатов в учебе вызывает усталость,
она ухудшает функциональные и умственные способности – снижается успеваемость.
Легче не допустить подобное, чем позже пытаться разорвать порочную
закономерность.
Хочешь
быть здоровым, ложись спать вчера
-
Угроза понятна. Как с ней бороться?
- Если помните, в советские времена «железно»
работала система оздоровления в Домах отдыха. Даже там, где не было
чудо-процедур, отдыхающие без особого труда восстанавливались благодаря жесткому
режиму дня: своевременные сон, еда, прогулки. И большинство бед уходило прочь.
Вот это и есть самый важный рецепт
– соблюдение режима труда и отдыха. Звучит банально, но работает.
Сейчас идет наиболее длинная
учебная четверть, календарными датами попадающая на весну. Когда и без того
напоминают о себе хронические патологии, наступает авитаминоз. Чаще всего именно
в марте-апреле потребность организма в росте увеличивается, а ребенок приходит
к этому моменту уставшим, энергии ни на что нет.
Сама по себе учеба своим
однообразием, нагрузками истощает.
Конечно, взрослые должны
помнить ряд моментов, которые продлят детям социальную и образовательную
активность.
Первое и главное –
достаточная продолжительность сна. Иначе прямой путь к проблемам с нервной
системой. Невыспавшийся человек не восстанавливается полностью, у него снижена
память, внимание. Нагрузки на этом фоне приведут к усилению раздражительности.
Родителям своих пациентов в
качестве рекомендации привожу слова: «чтобы быть здоровым, нужно ложиться спать
вчера».
Разбираем на примере известной
сказки про Золушку. Что происходит с теми, кто не успевает уснуть до полуночи –
красавица превращается в замарашку, карета – в тыкву и так далее. Чудеса заканчиваются,
наступает апатия.
Так лучше понимают: потому
что, если рассказывать, что во время сна вырабатывается очень важный гормон
роста соматропин, его нехватку организм замещает выработкой кортизола (гормона
стресса и активности), то это, как правило, мало тревожит.
На самом деле, дефицит
соматропина сказывается на обмене веществ, проявляется в виде плохого
настроения, чувства постоянной усталости и нехватки энергии для жизни. Снижается
мышечная масса, сила и выносливость с одновременным увеличением количества
абдоминального жира.
Если утром мы с трудом
поднимаем ребенка с постели, не можем его разбудить, это сигнал, что что-то не
так с режимом. Значит нужно увеличить продолжительность его сна. Хотя бы на
полчаса.
Сколько
глюкозы съедает мозг
-
Думаю, второй момент – питание. Дети не любят завтракать и часто отказываются
от обеда в школе.
- Мозг человека весит около
одного килограмма, независимо от роста и веса. При активности он «съедает» до 20
процентов глюкозы. Представим,
ребенок уходит в школу голодным.
Начинает работать на уроках, выполнять трудные задания, на что моментально
уходят запасы микроэлементов. Новых-то не поступило.
Далее, наконец-то школьник поел
на перемене перед началом занятия. Он неминуемо впадает в расслабленное состояние,
эйфорию - идет активное пищеварение. Все это не физиологично.
Еда по часам, выход из дома с
пищевым запасом. Состояние умеренно сытости, без огромных перерывов и голода –
вот что позволит поддерживать высокие умственные способности.
И еще про то, как не устать
думать. Мозг во время активности забирает 30-40 процентов кислорода. Если он
лишен этого, то бессмысленно активизировать его за счет медикаментов. Наступает
гипоксия – кислородное голодание. И низкое
усвоение новой информации.
Вспомните, сколько ребенок
бывает на свежем воздухе? Ведь даже путь до школы и обратно стал для большинства
неактивным, в автомобиле. Детская прогулка – всего несколько шагов от подъезда
до квартиры. Мозг не насыщается кислородом.
Нужно увеличить пешеходный
маршрут, любыми доступными способами, например, позволить пройти самостоятельно
одну остановку или до магазина.
Повторить
приказ
-
Моральная поддержка от взрослых важна? Говорят, дети все должны делать
самостоятельно.
- Нужно быть рядом, помогать
ребенку усваивать новый материал. Посильными мерами. Хотя бы убедитесь, что
школьник четко понимает суть домашнего задания. Не случайно в
армии требуют от военнообязанного повторить приказ. Такое проговаривание - своего
рода форма проверки, что поставленная цель воспринята правильно.
Убедитесь, что требования,
предъявляемые ребенку, ему посильны. Слишком сложные задачи могут ввести его в ступор,
естественно, далее последуют эмоциональные проблемы. И усталость.
-
Витамины показаны?
- Витамины нам нужны на
протяжении всей нашей жизни ежедневно, в разумных дозировках. Пусть их
посоветует лечащий врач. Поскольку без медицинских знаний можно не учесть
биодоступность витаминов, уровень их включения в работу организма, обменные
процессы. Польза окажется не та.
В связи с этим нет смысла в приеме витаминных
препаратов на голодный желудок. Они не сработают.
И конечно, не забываем о
правильно сбалансированном питании с достаточным содержанием овощей и фруктов в
пропорциях, соответствующих возрасту ребенка.
Врачи
против гаджетов
-
Вы говорите, что, если бы создавалась партия «Врачи против гаджетов», то
непременно возглавили бы ее.
- Верно. А вы знаете, что Стив
Джобс – основатель компании Apple - ограничивал использование своих же
продуктов его детьми. Он осознавал, как плохо это сказывается на нейронных связях.
Человеческий мозг получает
информацию с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Вся эта
информация перерабатывается в лобной доле мозга и перенаправляется в другие
отделы для принятия решений.
Со смартфонами мы активируем
только один отдел, автоматически атрофируем функции других.
Таким образом, если человек
постоянно пользуется гаджетом, включая периоды отдыха, когда у него и без того
напряженный график учебы, или он выполняет несколько задач с помощью персонального
компьютера – одновременно делает домашнюю работу, смотрит сайты социальных
сетей и играет в игры, то он очень рискует перегрузить свой мозг. Истощить.
Как следствие – ребенок
начинает совершать простые ошибки, плохо запоминает материал, становится
раздраженным. У него пропадает мотивация и интерес. Чтобы избежать негативных
последствий, давайте мозгу отдых. В перерывах гораздо полезнее сделать
физические упражнения, а не пробежаться по ленте новостей.
Дозируйте время пользования
гаджетами и не позволяйте детям «сидеть» в них во время еды.
Помните, это не просто
нагрузка на глаза, но и подтормаживание мозга.
Вообще я за то, чтобы для
связи с родными школьникам давали обычные кнопочные телефоны.
Если даже один или несколько
пунктов из вышеназванного будет применяться на практике, вы быстро заметите
улучшение и в психоэмоциональном состоянии, и в успеваемости ребенка.