Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 – 11 июня 1934)
08.05.2023
Лев Семенович
Выготский
(17 ноября 1896 – 11
июня 1934)
"Необходимо именно выдвижение на первый
план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в
развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности...".
Имя
Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам
вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский
психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия
опередив свое время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух
новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к
необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и
воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на
научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Лев Семенович сам
не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по
культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных
практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации
обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый
пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а
процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь
только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не
навязанная извне.