20.07.2023
В современном образовании поставлена цель
- обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Поэтому ДОУ принимают на себя
обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ
и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими
детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом
детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать
здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие,
дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения
условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды
с нарушением слуха
Инвалиды
с нарушением зрения
Инвалиды
с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание
изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности
психического развития,
· показатели
здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические
особенности,
· уровень
общего развития,
· коммуникативные
особенности и речевое развитие,
· эмоциональное
благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных
условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей
с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному
развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и
интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных
областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с
ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип
развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип
взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип
доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
6. Принцип
обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать
их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.