12.04.2020
Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук ребёнка.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки,которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Все упражнения развивающие движения рук помогут вашему ребёнку:
Правильно держать (кисточку, карандаш, ручку)
Регулировать силу (сжатия, надавливания на пластилин, кисточку и т.д.)
Сформировать формообразующие движения (рисовать круги, прямые линии и прямоугольные предметы)
Помогут в пространственной ориентации ребёнка на плоскости (понятия: верх, низ, стороны)
Будут развивать речь вашего ребёнка
Вот некоторые советы:
Чаще предлагайте ребёнку:
Разминать пальцами пластилин, тесто
Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики
Делать «мягкие» кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и «крепкие», которые не разожмёшь
Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу (медленно – быстро)
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
Наматывать (круговые движения) тонкую проволоку, нитки на катушку (на собственный палец)
Рисование пальцем, кистью руки в воздухе, рисование на запотевшем стекле, песке, снегу, различными изобразительными материалам на бумаге
РАЗУЧИТЕ пальчиковую игру, например: «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!
(поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого)
Игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи».
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с ребёнком найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела дома, мы усложняем строение мозга, развиваем психику, интеллект ребенка тем самым способствовать успешности его обучения в школе.