СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ………………………………………………… .3 Учебно – тематический план……..….…………………………………..6 Содержание педагогической работы……………………………………7 Методическое обеспечение… ……………………………………….......9 Список литературы………………………………………………….…..22 2 Пояснительная записка Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный конструктор» (далее ДООП) относится к базовому уровню и имеет техническую направленность. Содержание дополнительной программы направлено на общеобразовательной общеразвивающей формирование образного логического мышления, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа разработана на основе: - Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р; - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 №1008; - САНПИН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. №41; - ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155; - Устав МБДОУ №27. Актуальность программы Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ о комплексной программе «Уральская инженерная школа», для ориентации детей с раннего возраста на будущую профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков, в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 27 «Росинка» было принято решение о введение кружка по конструированию «Юный конструктор». Для реализации данного кружка были приобретены конструкторы Morphun. 3 Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх), одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.). Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. Отличительной особенностью программы является проведение элементов психомышечной тренировки в течение каждого занятия для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Педагогической целесообразностью программы является формирование всесторонне развитой личности ребенка. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Дети – конструируют всегда, они постепенно, «шаг за шагом» развиваются в собственном темпе, решают сложные задачи. Конструктор Morphun помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация Программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивномодельной деятельности. Цель программы: развитие у детей интереса к техническому творчеству, конструкторских умений и навыков, через создание простейших моделей; воспитание 4 личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Задачи: 1. Формировать умения и навыки конструирования; 2. Развивать творческие способности и логическое мышление детей; 3. Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; 4. Развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; 5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения детей с 5 до 6 лет. Принимаются все желающие. Формы обучения: очная. Форма занятий кружка: 1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 2 раза в неделю (7 – 8 человек) по 25 минут. 2. Индивидуальная работа (при необходимости). Форма проведения занятий: занятие – игра. Планируемые результаты освоения Программы: - обладает установкой положительного отношения к конструированию; - конструировать по образцу, по заданной схеме и собственному замыслу; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, работать -способен техническом в паре, творчестве; коллективе; - обладает развитым воображением, которое реализуется в строительной игре и конструировании; - умеет рассказывать о том, что построил. Педагогическая Освоение диагностика Программы не усвоения сопровождается Программы проведением воспитанниками промежуточных 5 аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако, педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. Для диагностики уровня развития конструктивной деятельности детей 5– 6 лет используется следующая таблица: № п/ п Ф.И. ребен ка Умение создава ть замысе л Умение отбирать материал для реализац ии замысла Умение конс вать по образцу Умение конс вать по заданной схеме Умение работать в коллект иве Положительн ое отношение к процессу деятельности Колво балло в Учебно – тематический план № п/п Разделы программы Количество часов всего 1. 2. 3. 4. 5. 6. Формы организации занятия Диагностический этап Вводное занятие Конструирование по образцу Конструирование по заданной схеме Конструирование по собственному замыслу Диагностический этап 4 1 21 теор ия 0,5 10,5 практ ика 4 0,5 10,5 фронтальное фронтальное фронтальное 31 15,5 15,5 фронтальное 11 - 11 фронтальное 4 - 4 фронтальное Итого 72 26,5 45,5 фронтальное 6 Содержание педагогической работы с детьми Конструирование тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, у них формируется умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Созданные из конструктора постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. Одно из проявлений начального технического творчества - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с деталями конструктора стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать. Методическое обеспечение, перспективный план занятий по программе Сентябрь № заня тия Задачи занятия Содержание занятия Дидактически й материал 7 1 2 Диагностический этап: конструирование по собственному замыслу С помощью, Конструктор знакомого детям, конструктора придумать и собрать какую – либо фигуру Снятие мышечного и эмоционального напряжения Психомышечная тренировка Диагностический этап: конструирование по образцу Показ способов Конструктор соединения деталей конструктора для сборки дома Психомышечная Не требуется тренировка Снятие мышечного и эмоционального напряжения 3 Диагностический этап: Конструирование по образцу Снятие мышечного и эмоционального напряжения 4 Конструирование по схеме: Машина 2 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Не требуется Показ способов Конструктор соединения деталей конструктора для сборки машины. Психомышечная Не требуется тренировка Учить Конструктор последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная Не требуется тренировка Октябрь (Уровень 1А) № заня тия Задачи занятия Содержание занятия Дидактически й материал 8 1 Вводное занятие, знакомство с конструктором Morphun Снятие мышечного и эмоционального напряжения 2 Конструирование по образцу: Грибок. Солнце Снятие мышечного и эмоционального напряжения 3 Конструирование по образцу: Бабочка. Лошадь Снятие мышечного и эмоционального напряжения Показ конструктора, Конструктор способов соединения Morphun деталей Психомышечная Не требуется тренировка Показ способов Конструктор соединения деталей Morphun конструктора для сборки грибка, солнца Психомышечная Не требуется тренировка Показ способов Конструктор соединения деталей Morphun конструктора для сборки бабочки, лошади. Психомышечная Не требуется тренировка 4 Конструирование по образцу: Лебедь. Черепаха Снятие мышечного и эмоционального напряжения Показ способов Конструктор соединения деталей Morphun конструктора для сборки лебедя, Не требуется черепахи. Психомышечная тренировка 5 Конструирование по образцу: Цветок. Человек 1 Показ способов Конструктор соединения деталей Morphun конструктора для сборки цветка, человек 1. Психомышечная Не требуется тренировка Снятие мышечного и эмоционального напряжения 6 Конструирование по образцу: Змейка. Нота Снятие мышечного и эмоционального напряжения Показ способов Конструктор соединения деталей Morphun конструктора для сборки змейки, ноты Психомышечная Не требуется тренировка 9 7 Конструирование по схеме: Самолет. Воздушный змей Снятие мышечного и эмоционального напряжения 8 Конструирование по схеме: Груша. Бабочка Снятие мышечного и эмоционального напряжения 9 Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения Учить Конструктор последовательному Morphun соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная Не требуется тренировка Учить Конструктор последовательному Morphun соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная Не требуется тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Конструктор Morphun Не требуется Ноябрь (Уровень 1А) № Задачи занятия заня тия 1 Конструирование по образцу: Корабль. 2 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по образцу: Собака. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Содержание занятия Дидактически й материал Показ способов соединения деталей конструктора для сборки корабля. Психомышечная тренировка Показ способов соединения деталей конструктора для сборки собаки. Психомышечная тренировка Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется 10 3 4 5 6 7 8 Конструирование по схеме: Белка. Человек 2 Учить Конструктор последовательному Morphun соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Месяц. Волшебная палочка Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Показ конструктора, способов соединения деталей конструктора для сборки носорога. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Мышка. Человек 3 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Вишня. Лев Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по образцу: Носорог. Конфета Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется 11 Декабрь (Уровень 2А) № Задачи занятия заня тия 1 Конструирование по образцу: Конфета. 2 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Человек 4. Лодка Снятие мышечного и эмоционального напряжения 3 4 5 6 Содержание занятия Дидактически й материал Показ способов соединения деталей конструктора для сборки конфеты. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструирование по схеме: Динозавр. Человек 5 Учить Конструктор последовательному Morphun соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Птица. Стрела. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Пальма. Бабочка Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Торт со свечками. Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun 12 7 8 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по образцу: Дом. Кошка. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Показ конструктора, способов соединения деталей конструктора для сборки дома, кошки. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Январь (Уровень 2А) № Задачи занятия заня тия 1 Конструирование по образцу: Улитка. Снятие мышечного и эмоционального напряжения 2 Конструирование по схеме: Машина. Ниндзя Снятие мышечного и эмоционального напряжения 3 Конструирование по схеме: Ваза. Собака в очках. Содержание занятия Дидактически й материал Показ способов Конструктор соединения деталей Morphun конструктора для сборки улитки. Психомышечная Не требуется тренировка Учить Конструктор последовательному Morphun соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная Не требуется тренировка Учить Конструктор последовательному Morphun соединению деталей конструктора по 13 4 5 6 7 8 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Птицы на жердочке Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Коляска. Малыш ползет Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Человек плывет в лодке Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по образцу: Утка. Теплоход Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Показ конструктора, способов соединения деталей конструктора для сборки утки, теплохода. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Февраль (уровень 3В) № заня Задачи занятия Содержание занятия Дидактически й материал 14 тия 1 2 3 4 5 6 7 Конструирование по образцу: Пони. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Мышь Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Рыба. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Бегущий котенок Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Щенок сидит на задних лапах. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: воздушный змей Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по образцу: Показ способов соединения деталей конструктора для сборки пони. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Показ конструктора, способов соединения Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun 15 Слон 8 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения деталей конструктора для сборки слона. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Март (Уровень 3В) № Задачи занятия заня тия 1 Конструирование по образцу: Неваляшка. 2 3 4 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Колобок. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Паук. Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Робот Снятие мышечного и Содержание занятия Дидактически й материал Показ способов соединения деталей конструктора для сборки неваляшки. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется 16 5 6 7 8 эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Динозавр Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Водонос Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Апрель (Уровень 4А) № Задачи занятия заня тия 1 Конструирование по образцу: Мини - машина. 2 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по Содержание занятия Дидактически й материал Показ способов соединения деталей конструктора для сборки мини машины. Психомышечная тренировка Показ способов Конструктор Morphun Не требуется Конструктор 17 образцу: Кабриолет 3 4 5 6 7 8 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Экскаватор Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Джип Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Воздушный змей 2 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по схеме: Робот 2 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по собственному замыслу соединения деталей конструктора для сборки кабриолета. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Учить последовательному соединению деталей конструктора по предложенной схеме. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Развитие воображения, фантазии, логического Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun 18 Снятие мышечного и эмоционального напряжения мышления. Психомышечная тренировка Не требуется Май (Уровень 4А) № Задачи занятия заня тия 1 Конструирование по образцу: Объемный лев, часть 1 2 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по образцу: Объемный лев, часть 2 3 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Конструирование по образцу: Объемный динозавр, часть 1 4 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Диагностический этап Конструирование по образцу: Объемный динозавр, часть 2 5 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Диагностический этап Конструирование по схеме: Объемный тигренок Содержание занятия Дидактически й материал Показ способов соединения деталей конструктора для сборки объемного льва. Психомышечная тренировка Показ способов соединения деталей конструктора для сборки объемного льва. Психомышечная тренировка Показ способов соединения деталей конструктора для сборки объемного льва. Психомышечная тренировка Показ способов соединения деталей конструктора для сборки объемного льва. Психомышечная тренировка Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Конструктор Morphun Не требуется Учить Конструктор последовательному Morphun соединению деталей конструктора по предложенной схеме. 19 6 7 8 Снятие мышечного и эмоционального напряжения Диагностический этап Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения Диагностический этап Конструирование по собственному замыслу Снятие мышечного и эмоционального напряжения Итоговое открытое занятие Психомышечная тренировка Не требуется Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Конструктор Morphun Развитие воображения, фантазии, логического мышления. Психомышечная тренировка Каждый ребенок представляет свою модель с рассказом о ходе работы Конструктор Morphun Не требуется Не требуется Конструктор Morphun Список литературы 20 1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с. 2. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с. 3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2008. - 80 с. 21