Профилактика самовольных уходов

04.04.2024

Профилактика самовольных уходов.doc (скачать)
Рекомендации родителям по профилактике самовольных уходов детей из дома.docx (скачать)

Бродяжничество. Почему это происходит?

30.09.2022

ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ!!!

Бродяжничество. Почему это происходит?

На сегодняшний день встречается такое поведение, как бродяжничество (драмомания) что это такое?

Драмоманию можно охарактеризовать как одну из разновидностей нарушения поведения, как повторяющиеся уходы из дома. Прежде всего, это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей личности.

Проявляется это в крайних формах аутсайдерства и сопряжено с другими видами девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения – алкоголизацией, наркоманией, преступностью.

Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низких его слоях.

Уход из дома – наиболее явное выражение потребности в самостоятельности, свойственной подростковому возрасту. Такое поведение является своеобразной формой выражения протеста или обиды на родителей, учителей и других близких людей.

 

Факторы, способствующие уходу подростков из дома:

1. Нездоровая семенная обстановка. Как правило, объясняя свой уход, беглецы говорят о ссорах и конфликтах с родителями, желании независимости, придирчивости и  недоброжелательности со стороны взрослых.

В некоторых случаях бегство из дома – это кульминация целой серии конфликтов и проблем в семье. Существует точка зрения, что уход из дома, вызванный конфликтом, - попытка подростка заявить о себе в условиях семьи, ограничивающей его свободу и развитие личности. Чаще всего по такой причине уходят из дома мальчики. Девочки обычно убегают из-за трудностей в личной жизни, осложненных плохим взаимопониманием со стороны родителей и других взрослых. Покинувшие дом «беглянки» упрекают родителей в излишней строгости и чрезмерном контроле за их поведением, в то время как мальчики, напротив, говорят о минимальном контроле и безразличии со стороны родителей. Многие из них настолько поглощены своими проблемами, что у них почти нет времени для детей, а те, в свою очередь убеждены, что дома они никому не нужны.

2. Следующим, не маловажным фактором является давление со стороны учителей, трудности и неудачи в школе.

Дети, которым трудно дается учеба в школе, не очень нравятся учителям, их могут оставлять на второй год, стремятся бросить школу, избавиться от всех связанных с ней неприятностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первые побеги происходят в страхе перед возможным физическим наказанием со стороны родителей, а также их финансовыми проблемами, уходом кого-либо из родителей из семьи, появлением отчима или мачехи, избеганием сексуального насилия, или учителей, наказывающих за плохое поведение или отметку. Самовольные уходы связаны с реакцией детей и подростков на стрессовые ситуации.

 

Мотивы самовольных уходов из дома

- Ушедшие от кого-то или чего-то. Те подростки, которые вынуждены подчинятся чужой воле.

- Ушедшие к кому-то или чему-то. Те подростки, которые ищут удовольствия и стремятся туда, где возможна полная свобода действий. Обычно они с удовольствием воспринимают свое бегство, им очень нравятся люди, которых они встречают в новой вольной жизни. Такие «беглецы» обычно не возвращаются до тех пор, пока их не найдут. Обычно такие подростки очень импульсивны, самостоятельны в выборе решений, не первый раз убегают.

 

Существуют три типа беглецов

1. «Беглецы – исследователи». Они сообщают родителям, что покидают их, оставляя записку. Если таких детей и подростков не задерживают правоохранительные органы, они возвращаются сами по собственной воле. Искатели приятного общества в основном имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения, вопросу: рано приходить домой, или запрета участвовать в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещенным делом.

2. «Беглецы – шантажисты». Такие дети имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по разным поводам, поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия.

3. «Беглецы от опасности» убегали, чтобы избавиться от угрозы физического и сексуального насилия со стороны родителей или опекунов. Такие подростки часто осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя.

 

Уходы из дома могут быть вызваны следующими причинами:

- Внезапные, спонтанные изменения в настроении подростков;

- Импульсивно возникшие влечения;

- С целью развлечения;

- Как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

- Как реакция на недостаточное внимание со стороны близких, родных;

- Как реакция тревоги и страха наказания;

- Вследствие фантазерства и мечтательности;

- Как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

- Как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска;

Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку либо группой подобных лиц, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют, где придется, питаются впроголодь, попрошайничая или воруя.

Стремление к бродяжничеству может возникать периодически, или может быть связано с сезонными (весеннее-летние, летнее-осенние циклы). При частых уходах, такие подростки нередко попадают в компании с людьми с асоциальным поведением и начинают привыкать к такому образу жизни. Ведь для поддержания своей жизни детям приходится заниматься всевозможными видами незаконной деятельности.

 

Если несовершеннолетний ребенок ушел из дома, школы-интерната или детского дома

Основными причинами самовольного ухода детей и подростков являются:

- конфликты с родителями, учителями, воспитателями и сверстниками;

- отклонения в психическом развитии ребенка;

- криминальная направленность личности подростка;Хочу такой сайт

- безнадзорность со стороны родителей;

- неудовлетворительная организация досуга;

- сложности в трудоустройстве;

- воздействие различного рода неформальных объединений и сект;

Однако исчезновение несовершеннолетних не всегда бывает связано с самовольным уходом из дома и учебно-воспитательных учреждений. Также причиной исчезновения могут быть и несчастных случай и совершенное в отношении их преступление. В этой связи органы внутренних дел должны безотлагательно реагировать на заявления и сообщения об уходе несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений. Вместе с тем, необходимо разграничивать данную категорию разыскиваемых «бродяжек» и без вести пропавших, исчезнувших внезапно, без видимых причин, местонахождение которых остаются неизвестными.

По факту исчезновения несовершеннолетних заявитель должен немедленно обратиться в дежурную часть полиции по месту жительства с заявлением об уходе несовершеннолетнего и обстоятельствах, предшествующих уходу. Дежурный регистрирует данное заявление (сообщение) в книге учета заявлений и сообщений о преступлении. Кроме того, совместно с заявителем заполняет бланк протокола-заявления и организует опрос заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства ухода и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы несовершеннолетнего:

- при каких обстоятельствах, от кого опрашиваемый узнал об уходе данного лица;

- кем и какие меры были приняты по розыску;

- каков был образ жизни, увлечения, наклонности разыскиваемого;

- какие у него были планы;

- собирался ли уехать, уходить ли ранее, не поставив в известность родных;

- каковы вероятные места пребывания исчезнувшего, круг знакомых;

- каково было состояние здоровья, какие травмы и иные недуги перенес, каким операция подвергался;

- мог ли разыскиваемый утонуть, что конкретно указывает на такую возможность;

- мог ли попасть в безлюдную местность (лес, болото), заблудиться и погибнуть;

- имелись ли обстоятельства, которые могли бы в данном случае побудить несовершеннолетнего внезапно порвать с родственниками.

Кроме этого, заявитель должен предоставить личные документы разыскиваемого, подлинники его фотографий, а также список предметов, которые находились при несовершеннолетнем на момент исчезновения.

 

Почему дети уходя из дома?

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном уходят подростки 10-17 лет.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле раним и беззащитен. И ему как никогда требуется наше понимание, а его отсутствие вызывает огромную боль, страдания и приводит к серьезным осложнениям во взаимодействии между нами.

Нам важно знать, что для формирования самостоятельности, для развития своего «Я», достижения впоследствии личностной зрелости, возможности принять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь, нашим детям необходимо «отделиться от семьи». И итогом такого отделения должен стать не разрыв подростка с семьей, а установление новых отношений, основанных не на принуждении, а на партнерстве.

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.

Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека, в противном случае снижает. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать положительную самооценку.

Мы совершаем ошибки не потому что не любим своих детей, а потому что не всегда знаем, как лучше поступить, и часто не осознаем собственных побуждений.

Если бы наша любовь существовала только на животном уровне, тогда бы мы не вредили своим детям, поступали бы сугубо инстинктивно, так как природа заложила в нас. Но человеческий уровень отношения к другим – эгоистический. Во всех проблемах человека лежит эгоизм. И когда в наши отношения с детьми начинают включаться человеческие свойства, эгоистические, свойства влиять, властвовать, понуждать – тогда наша любовь становится разрушительной, мы часто насилуем детей своей властью над ними, не даем им свободно развиваться.

В то время как древний закон воспитания гласит: «Воспитывай отрока по путям его», т.е. в соответствии с его природой, с его характером, задатками. Любовь на человеческом уровне заключается в том, что мы чувствуем, выходя из себя, не свои потребности, не свои чувства, а потребности и чувства другого, и мы тогда представляем собой инструмент для наполнения другого.

Когда ребенок начнет взрослеть, наша любовь должна приобрести другую форму, по сравнению с той, которая требовалась ему в детстве. Если маленькому ребенку необходим прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь любовь – в принятии и поддержке его как личности, самостоятельный и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

Это любовь – забота по отношению к той уникальной энергии, которая одушевляет человека. Это любовь к воплощенной в другом способности принимать решения.

Три шага, которые можно предпринять в этом направлении таковы:

1. Замечать любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начать освобождаться от нее.

Отказаться от желания подтолкнуть, направить к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?».

2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.

Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже, когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти. «Нет более мудрого, чем опытный».

3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка.

Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом.

То, в чем ребенок действительно нуждается в подростковом возрасте – это помощь, содействие и поощрение установки на принятие собственных решений. Предоставление ребенку любви этого рода – самое главное, что мы можем сделать для него.

Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».